Сегодня - 19.08.2019

Fake free

28 апреля 2014

На войне, как известно, первой погибает правда. На информационной войне она не успевает даже появиться. В бой сразу идут фейки. То есть заведомо поддельные факты и их отображения (в прежние времена их называли утками). Одного и того же пострадавшего на больничной койке представляют по телевизору то майданцем, то антимайданцем. Весело смотрелась история с украинским флагманом «Гетман Сагайдачный»: то он, как мятежный броненосец, подымал российский флаг, то под жовто-блакитным шёл на выручку незалежной батькивщине. Фотошоп и видемонтаж творят чудеса. Фантазия, правда, зачастую отказывает. На почти бескровной войнушке за кресло новосибирского губернатора в штабе кандидата от партии власти не придумали ничего лучшего, как пугнуть избирателя блефом о раскрытом злоумышлении похитить кандидатского сына (как выяснилось, весьма взрослого). Наверно, хотели напомнить прежние сравнения сибирской столицы с Чикаго.

Я не сочувствую телезрителям, которым ежесуточно скармливают фейки сотнями. Телевизор — это не атомный реактор, его легко выключить. Так ведь и Интернет не даёт ощущения достоверности. Сетевые издания, блоги, группы тоже включены в информационные баталии, ураганный огонь фейков идёт со всех сторон, не укроешься. Что говорить, если они попадаются даже на кулинарных и рыболовных сайтах?!

Пожалуй, у нас осталась единственная  территория Fake Free — та, на которой трудится автор этих строк и его коллеги. И не потому, что научные журналисты правдивы от рождения. Просто у нас такая информационная среда. Учёные не прощают не то чтобы принципиального отклонения от фактов, но и минимальной вольности обхождения с ними. Припишешь фантастическую отсебятину или поставишь иллюстрацию не в тему — и дверь лаборатории навсегда для тебя закрыта. Зато ряд изданий можно смотреть спокойно: про науку, по крайней мере, здесь не врут. В достаточно широком, кстати, диапазоне. Это не только специализированные медиа типа STRF или «Элементов». Хорошие научные разделы есть у «Газеты.ру», «Русского репортёра», «Полит.ру» и других.

Но так уж устроено мироздание, что за всё приходится платить. И не одной монетой, а, как минимум, двумя. Во-первых, язык и стиль даже самой популяризаторской, для младших дошкольников, научной журналистики будет посуше и построже, чем в других тематиках. Учёные свято привержены специальной терминологии. Это провоцирует иронию даже тех журналистов, которые погружены в науку по самую макушку. Но и когда перевод «с научного на русский» осуществим, то не всегда успешен. Возникает проблема повторов: в тексте про клеточную биологию слово «клетка» неизбежно будет частить. И потому, что актуально, и потому, что нет синонимов. Лошадь можно назвать и животным, и млекопитающим, и парнокопытным, и просто особью, и организмом, наконец. А клетка — это клетка и ничто более.

А во-вторых… Сухость, жёсткость, кисловатость и прочие вкусовые качества собственно научной журналистики компенсируются раблезианством  иной, ярко окрашенной прессы, изредка обращающейся к учёным. Как правило, со стандартными вопросами:  про виды на засуху или половодье, про клещей и комаров, про челябинский метеорит и якутскую вспышку. Учёный говорит, издание даёт прямую речь. Всё хорошо, но заголовки бывают фугасными. Публикует газета нечто про препарат из синтетического аналога (!) грудного молока, а мозг выносит «стадо дойных женщин». Бывают и чисто информационные ляпы. Директора того же института, где это вещество получили, одно очень массовое издание из мужчины сделало женщиной.Джунгарский хомяк

Впрочем, мы удалились от темы. Открою страшное. Фейки всё-таки есть и в научной прессе. Но один раз в год. Причём они нарочито неправдоподобные, даже неуклюжие. Они словно извиняются перед привыкшими к правде читателями: «Простите, нам самим стыдно, но такова уж традиция». В этот день сибирские учёные клонируют мамонта и общаются с инопланетянами, синтезируют эликсир бессмертия и изучают хозяйственные аспекты супружества у джунгарских хомячков.

Вечером того же дня мне позвонили из информагентства. Вкрадчиво спросили: «Скажи честно, это фейк или не фейк?» И хотя второе апреля ещё не наступило, я не мог солгать коллеге и вдобавок бывшему сослуживцу.

Правда снова восторжествовала.