Сегодня - 18.04.2019

Хожение во власть

09 марта 2010

В обыденном сознании не вчера и не сама собой сложилась цепочка: "Землю-крестьянам, воду-матросам, власть-властителям". То бишь право  на госуправление  якобы принадлежно аппаратчикам или, на худой конец, дельцам. Если же во власть идут представители реальных профессий – ученые, технологи, и так далее, вплоть до – страшно сказать! – рабочих и крестьян, то сразу слышится: "Не ихнее  это  дело!".

Отстояли ли кухарки свое право управлять государством – вопрос не закрытый. С учеными проще – отстояли. Классическим примером стал Бенджамин Франклин. Поскольку он изображен на стодолларовой купюре, многие считают его первым американским президентом. На самом деле Франклин был соавтором Конституции США и послом во Франции, добившимся очень важного для Штатов стратегического союза. Согласитесь, не мало для политика. А в науке он оставил след не только изобретением громоотвода, о чем знает каждый школьник, но и введением понятий электрической полярности "+" и "--", открытием Гольфстрима и происхождения штормов. Франклин  же подарил миру бифокальные очки, кресло-качалку и несколько афоризмов. Один из них вполне относим к неучастию ученых во власти: "Отсутствующие всегда виноваты".

В России ученые чаще всего были как раз "отсутствующими". Например, отношения власти и науки во второй половине ХIХ в. академик В. И. Вернадский характеризовал так: «Русские ученые совершали свою научную работу вопреки государственной организации». Но мало кто знает, что  в бурные  1905-1907 годы Вернадский с группой ученых были членами Государственного совета. И покинули его лишь тогда, когда окончательно убедились в невозможности противостоять монолиту "Звездной палаты" (см. одноименную картину Ильи Репина).

В советскую эпоху, особенно в начале, взаимное недоверие новой власти и старой науки было неизбежным. Тем более, что из 10.240 научных работников, насчитывавшихся в России в 1914-м году, более 500 эмигрировали. Но встречное движение наметилось быстро. 27 января 1921 г.  Ленин  принял  у  себя  делегатов  научных  и  учебных заведений Петрограда, в том числе  С.Ф. Ольденбурга,  непременного  секретаря (название должности- авт.)  Академии и В.А. Стеклова – ее  вице-президента.  Обсуждались  вопросы  об  «обеспечении научно-исследовательских работ в Советской республике». Дальнейшую историю взаимоотношений власти и науки в СССР венчает ленинская же цитата, начертанная в 1960-х  на фасаде одного  из институтов новосибирского Академгородка: "Против союза пролетариата, науки и техники не устоит никакая темная сила".

Не очень давно Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) по неведомой мне причине решил изучить отношение россиян к проблеме "ученые и власть". Опросили 2100 сограждан из 100 населенных пунктов 44-х регионов страны. 41% опрошенных считает, что  правительство недостаточно прислушивается к ученым, а еще 19% - что не прислушивается вовсе.  Если по ТВ ученый и политик выступают на одну и ту же тему, ученому доверяет 60% зрителей, а политику – только 4%.

Задан был и вопрос  в лоб: как сограждане относятся к тому, что ученые идут работать в органы власти? Большинство – 38% - сказало "положительно". Но и скептиков оказалось немало – 27%. Почему? Ответ  дал  другой вопрос анкеты  -  о причинах той или иной позиции. "Большинство меньшинства", то есть противников "хожения во власть" отдало воду на откуп матросам – "каждый должен заниматься своим делом". А "большинство большинства", то есть сторонников вхождения во властные органы представителей науки,  прежде всего отметило "положительные характеристики ученых", на втором месте у них стоит "положительная оценка деятельности ученых во власти".

Как писали некогда, "был развеян миф" о некомпетентности обычных граждан в вопросах профессионального представительства во власти. Вот что говорили опрошенные в свободном общении, прошу заметить, до высочайших призывов к модернизации.  "Люди с академическим образованием не могут мыслить плохо"; "Будет создаваться положительный противовес идиотизму политиков"; "Они всегда работали на страну, и во власти тоже будут работать на страну"; "Идут в политику, чтобы власть обратила внимание на науку"; "Будут продвигать новые идеи, а значит, двигать вперед развитие страны"; "Может, быстрее станем жить лучше, если ученые помогут"…

Одно из мнений показалось мне суммой всех остальных: "У ученых мозгов больше!"

Коротко и ясно.