Сегодня - 19.01.2021

Корона Шпицбергена

15 апреля 2015

В марте состоялось очередное полное солнечное затмение. Тень Луны упала на поверхность Земли в акватории Атлантики и ушла через Северный Ледовитый океан, в сторону полюса.  В пределах полосы затмения практически не оказалось обитаемой суши, кроме датских Фарерских островов и норвежского архипелага Шпицберген. На остров Западный Шпицберген отправилась экспедиция, организованная Иркутским государственным университетом.

Полная фаза солнечного затменияЭкспедиция работала в составе международной группы из 18 человек, в которую вошли российские и белорусские любители астрономии. Иркутск представляли доктор физико-математических наук,  директор астрономической обсерватории  ИГУ, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН  Сергей Язев,  сотрудник обсерватории Дмитрий Семенов, преподаватель ИГУ, журналист Евгения Скареднева, ученый секретарь Научного совета по астрономии РАН, кандидат физико-математических наук  Михаил Гаврилов, а также опытные наблюдатели затмений, участники ряда предыдущих экспедиций Михаил Меркулов, Михаил Чекулаев  и Виктор Рябенко.

Экспедиция прибыла в норвежскую столицу Шпицбергена — городок Лонгийр — 18 марта. В тот же день группа пересела на снегоходы и совершила 120-километровый марш по снежной горной пустыне в законсервированный российский шахтерский поселок Пирамида. Прием и логистику группы обеспечивал трест «Арктикуголь».

Затем участники разделились. Михаил Гаврилов, Михаил Меркулов и Дмитрий Семенов поднялись на 400-метровую гору Пирамида над поселком в сопровождении двух работников «Арктикугля», вооруженных ракетницами на случай появления белого медведя. Предосторожность не была излишней: накануне медведь напал на группу чешских наблюдателей затмения и, успев нанести травмы (впрочем, неопасные) одному из членов группы, был застрелен. Остальные члены экспедиции  вместе с российскими и белорусскими наблюдателями выдвинулись на окраину поселка на берегу фьорда.

Наблюдателям в Пирамиде чрезвычайно повезло. Предыдущие две недели здесь была плохая погода, переход на снегоходах  проходил при низкой облачности и снежной мгле. В поселке Баренцбург неделей раньше был ураган со скоростью ветра до 35 м/с. Погода испортилась и на следующий день. В сам же день затмения с утра светило яркое Солнце, и до самого вечера не было облаков и сильного ветра, хотя мороз доходил до минус двадцати градусов.

Полная фаза затмения продолжалась 2 минуты 27 секунд. Поскольку высота Солнца над горизонтом не превышала 11 градусов, было решено не проводить поляризационные съемки сквозь приземную дымку. Были выполнены фото- и видеосъемки хода затмения, получены изображения солнечной короны. Всего с помощью пяти фотокамер экспедиция успела сделать более двухсот отдельных кадров.

Михаил Чекулаев и Евгения СкаредневаНесколько международных  групп наблюдателей, работавших в российском поселке Баренцбург на острове Шпицберген, также получили результаты.  А вот на Фарерских островах, куда прибыли, в частности, американские астрономы (включая патриарха затменных наблюдений Фреда Эспенака), погода помешала получить снимки короны.

Обработка  полученных данных будет проведена в астрономической обсерватории ИГУ и в Институте солнечно-земной физики СО РАН. Уже сейчас можно сказать, что форма короны оказалась несколько неожиданной. Она  близка к так называемому максимальному типу по классификации украинского исследователя  Алексея Несмяновича  (хотя имеет некоторые нетипичные особенности).  Несмотря на то, что от начала текущего одиннадцатилетнего цикла солнечной активности прошло уже более шести лет, а фаза роста цикла в течение всего периода достоверных наблюдений,  начиная с середины XIX века, всегда была короче фазы спада, корона еще сохраняет свой «максимальный» тип.  Вид короны свидетельствует о том, что начало фазы спада существенно задержалось по сравнению с прогнозами. Похоже, форма текущего цикла, изобилующего аномалиями,  будет весьма необычной, не имеющей аналогов на протяжении, как минимум, пары последних столетий.

В ночь после затмения природа подарила наблюдателям дополнительный бонус — вид великолепного полярного сияния.

Очередное полное затмение Солнца состоится в марте 2016 года в Индонезии.

Сергей Язев, научный руководитель экспедиции