Сегодня - 09.08.2020

Нескучная номинация

05 августа 2016

Не секрет, что ученые — это настоящие первооткрыватели. А быть первооткрывателем круто не только потому, что при этом ты испытываешь чувство, описать которое можно возгласом «эврика!», но и потому, что тебе дается полное право придумать название найденному «неопознанному» объекту.

Конечно, по части простора для разгула фантазии представители разных дисциплин находятся в удручающе неравном положении. Так, например, геологи при описании новых минералов обязаны обосновать свой выбор перед специальной комиссией. Обычно название дается по номинации процесса образования описываемого минерала, в честь выдающегося ученого, имеющего какое-то отношение к находке, либо по географическому месту, где она была сделана. Классически для этого принято брать греческие корни слов.

Гораздо вольготней живется биологами. Ежегодно им (особенно тем, которые занимаются насекомыми) приходится описывать множество новых видов, и каждый должен получить научное латинское название — биномен. Международный кодекс зоологической номенклатуры не ограничивает этот процесс, оставляя результат «на совести» исследователя. Конечно, не рекомендуется давать номинации, которые «при произнесении вызывают причудливые, смешные или какие-либо другие нежелательные представления», но кого это останавливает?

Dracorex hogwartsia

Перебрав имена великих коллег (имя бельгийского зоолога Алекса Фэна дано в общей сложности 47 таксонам, среди которых — 8 родов и даже подсемейство клещей), родственников (так, известный русский энтомолог и великий князь Николай Михайлович Романов назвал бабочку-желтушку Colias olga именем своей матери, великой княгини Ольги), царских и прочих властвующих особ (в честь Барака Обамы названы целых четыре организма: паук, рыба, паразитический червь-волосатик и лишайник), ученые заскучали.

В ход пошли знаменитости (уже никого не удивишь жуком Agra schwarzeneggeri, пауком Аngelinajolieae, червем Bushiella beatlesi и папоротником Gaga monstraparva), а также персонажи и узнаваемые реалии любимых книг, кино, сериалов: черная жужелица Agra othello, кольчатый червь Ophelia, паук Tetragnatha quasimodo, динозавр Dracorex hogwartsia. Особо популярными у биологов оказались книги Джона Р. Р. Толкина. С тех пор как в 1964 году ископаемое беспозвоночное из типа тихоходок получило родовое название Beorn (в честь Беорна из «Хоббита»), герои «Хоббита», «Сильмариллиона» и «Властелина колец» массово поселились на страницах биологических журналов и монографий. Обрел научное бессмертие и горячо любимый советскими и российскими детьми персонаж с нелегкой судьбой: описанная в 1992 году российским энтомологом Андреем Озеровым Mucha tzokotucha относится к семейству мух-муравьевидок и обитает во Вьетнаме.

Впрочем, одними лишь именами собственными исследователи ограничиваться не стали, ведь можно же увековечивать целые цитаты и предложения. Так появились бразильский водный жук Ytu brutus («И ты, Брут?»), ископаемый грызун эпохи олигоцена Gaudeamus igitur (первые слова знаменитого студенческого гимна), попугай Vini vidivici («Пришел, увидел, победил»).

К месту и не к месту в номинацию животных попадают термины из других научных дисциплин. Существуют муха Theory of relativity (теория относительности), белоголовая саламандра Oedipina complex. Первоначально название последней выглядело несколько иначе и полностью повторяло латинское написание известного психологического термина — Oedipus complex (Эдипов комплекс). Со временем ученые пришли к выводу, что незаслуженно приписали саламандре несуществующие у нее комплексы, поэтому видоизменили название, заменив несколько букв.

Иногда ученые и вовсе не заморачиваются. Какой-то энтомолог, утомленный количеством жуков, дал очередному виду скарабея название Cyclocephala unamas (от испанского una mas — «еще одна»). Но самый мой любимый пример иронического наименования — это открытые биологом Сергеем Юрьевичем Стороженко вымершие роды тараканосверчков Dalduba и Vrezalduba.

Впрочем, там, где одни всего лишь развлекаются, другие видят возможность заработать. Продаются же сегодня «вакантные» имена звезд, почему бы не провернуть то же с животными и растениями? Поговаривают, что в сети есть сайты, предлагающие посреднические услуги в таком бизнесе. Вы открыли новый вид? Предложите любому желающему за определенную сумму увековечить свое имя в его названии! Правда, пока биологи в этом вопросе отдают предпочтение свободному, бескорыстному творчеству.

Фото: диафильм «Муха-цокотуха», студия «Диафильм», Москва, 1963 год и иллюстрация Nobu Tamura