Сегодня - 22.05.2018

Ночное небо

08 сентября 2017

Уже ушедший август в нынешнем году был необыкновенно богат на красочные астрономические события. Это и частное лунное затмение, и один из самых «результативных» метеорных потоков из всех — Персеиды, а также полное солнечное затмение, которое наблюдалось в США. Надо сказать, это самые красивые и доступные наблюдателю без специального дорогого оборудования явления, главное — оказаться в нужное время в нужном месте. И если вы в этом году их пропустили, то мой обзор даст возможность узнать подробности, дабы в следующие разы быть «во всеоружии», ведь такое действительно стоит увидеть!

Лунные затмения происходят тогда, когда Луна, в своём движении вокруг нашей планеты, попадает в конус тени Земли, освещённой Солнцем. И если бы не взаимный наклон орбит дневного и ночного светил аж в целых 5° и 9’, то лунные затмения происходили каждый синодический (читай: лунный) месяц. А так необходимо, чтобы во время новолуния или полнолуния все «главные герои» располагались вблизи узлов — условных видимых пересечений своих орбит. Так что это достаточно редкое явление, ведь в году может не быть и ни одного! Максимальное их количество — три, — бывает тогда, когда первое наблюдается сразу после 1 января, второе в конце июня, а третье — в конце декабря.

Итак, в ночь с 7 на 8 августа можно было увидеть частное лунное затмение (вообще говоря, и солнечное, условия те же), наилучшая видимость была у жителей южной части Урала и Сибири, а также стран Средней Азии, хоть, к сожалению, погодные условия не везде позволили провести наблюдения. Максимальная фаза затмения составила 0,25 лунного диаметра. Следующее лунное затмение, на этот раз уже полное, произойдёт 31 января 2018 года с наилучшими условиями наблюдения в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Не пропустите! (по данным сайтов «Астрономия в Новосибирске» и «Небо над Братском»).

Надо добавить, что частичность или полнота затмений также объясняются взаимным наклоном орбит, и само частное затмение является наглядным доказательством существования этого наклона.

Наблюдения августовского события сопровождались большим количеством прямых трансляций, записи которых сейчас легко найти в интернете (вот, например, трансляция AstroChannel), в том числе классные композитные снимки и timelapse-анимации.

Романтику «звездопадов» сложно недооценить. Тем более, когда количество возможностей загадать желание приближается к 150 в час. Именно такой случай — метеорный поток Персеиды ежегодно в начале августа. Любители, интересующиеся и профессионалы наблюдают это прекрасное явление и даже регистрируют количество метеоров в определённое время суток, ведь эти данные представляют научный интерес. По сообщению Международной метеорной организации, активность Персеид фиксировалась 76 наблюдателями из 25 стран мира, в том числе, из России и Украины. Всего было прислано около 2114 сообщений, а максимум активности в этом году приходился на ночи с 11 по 13 августа.

Радиант Персеид в мобильном планетарии Stellarium

Конечно же, «падающие звёзды» никакие не звёзды: метеорные потоки возникают из-за того, что при движении по своей орбите Земля ежегодно «наталкивается» на остатки хвостов пролетавших рядом комет, которые и сгорают в её атмосфере. В случае Персеид это комета 109P/Свифта—Туттля, обращающаяся вокруг Солнца с периодом около 130 лет. Само название метеорного потока даётся согласно расположению радианта (радиант — это область небесной сферы, которая является видимым, но не действительным источником метеоров и болидов) на звёздном небе, для Персеид, как легко понять, это созвездие Персей.

В качестве примера: есть метеорный поток Южные Дельта-Аквариды, максимум активности которого приходится на 28—29 июля. Такое название этот поток получил потому что его радиант находится вблизи звезды Скат — δ-звезды созвездия Водолей, на латыни Aquarius. Теперь вы знаете, когда можно загадать больше всего желаний.

Самый яркий и запоминающийся феномен, которому приписывают и мистические свойства (впрочем, безосновательно) — солнечное затмение. Это зрелище поистине захватывает дух! Прохождение Луны между Солнцем и Землёй отвечает всем тем же условиям и механике процесса, которые я описал в разделе про лунные затмения. Упомянутый взаимный наклон орбит также влияет на тип затмения. Полное солнечное затмение со всеми фазами в этом году наблюдалось 21 августа в Соединённых Штатах Америки. Его частные фазы могли видеть утром 22 августа и россияне — жители северо-востока Камчатского края, юга и востока Чукотского автономного округа. Там Луна закрыла около 32 % Солнечного диска при высоте Солнца не более 10° над горизонтом. Для наблюдателей на Земле продолжительность затмения составила около 2,5 минут, а для команды учёных на двух модернизированных реактивных самолётах WB-57F NASA, двигавшихся за лунной тенью, — целых 7 минут. Учёные преследовали своим полётом 2 цели: получение наиболее чётких снимков атмосферы Солнца (солнечной короны), а также составление первой в мире тепловой карты Меркурия. Также специалисты Лётно-исследовательского центра имени Нила Армстронга в Калифорнии поднялись на реактивном самолёте «Gulfstream III» на высоту 7,5 км чтобы запечатлеть полное солнечное затмение с уникальной точки. Для этой цели на воздушном судне были установлены специальные оптические безбликовые иллюминаторы. Наблюдения NASA транслировались в прямой эфир в интернете.

Композит частных фаз и полного затмения, автор Jasman Mander

Следующее солнечное затмение, которое можно будет наблюдать в сибирских широтах, состоится 11 августа 2018 года, максимальная фаза которого составит 33,8 %. Так что время для подготовки есть! И самое главное при наблюдениях за Солнцем — не забывайте использовать солнечный фильтр или хотя бы магнитный диск от уже устаревшего информационного носителя, дискеты, чтобы не получить ожог сетчатки.

Обзор подготовлен при информационной поддержке сообщества Astro Alert «Наблюдательная астрономия» и сообщества Братских любителей-астрономов «Небо над Братском».

Денис Пахомов