Сегодня - 23.06.2017

Михаил Федорук о новом векторе развития вузовской науки

29 декабря 2016

На общем собрании Сибирского отделения РАН ректор Новосибирского государственного университета член-корреспондент РАН профессор Михаил Петрович Федорук рассказал, какие перспективы для Новосибирского научного центра открывают недавно созданные Стратегические академические единицы (САЕ) в НГУ.

Признанной особенностью и отличительной чертой Академгородка по праву считается практика междисциплинарных исследований и интеграционных научных проектов. Уникальная образовательная модель внедрена, в том числе, начиная с первых курсов «кузницы кадров» — НГУ, когда студенты отправляются из аудиторий осваивать науку в реальные лаборатории.

— Университет находится в окружении 35 институтов СО РАН, в которых сосредоточены 83 базовые кафедры вуза — это более 120 научных школ. 2 500 преподавателей работают в вузе, причем 80 % из них — совместители, которые также трудятся на постоянных ставках в Сибирском отделении. Социологические исследования показывают: 60 % наших выпускников идут в науку (эта тенденция прослеживается до сих пор, даже в последние годы), поступают в аспирантуру, работают в институтах. 30—40 % выпускников занимаются высокотехнологичным бизнесом. Такова степень внедрения в научный процесс, — начал со статистики Михаил Федорук.

Михаил Федорук

На территории новосибирского Академгородка сложилась уникальная образовательная модель с системой непрерывного образования.

— С момента основания университета подготовка велась через генерацию новых знаний. Подтверждение этому — недавние выборы РАН: 21 выпускник НГУ пополнил ряды Академии, а число преподавателей — членов РАН достигло 73 человек.

Какие возможности открывает программа развития НГУ для всего новосибирского Академгородка? С июля 2016 года (с момента получения финансирования) университет, благодаря программе повышения конкурентоспособности «Топ 5—100», начал работу в рамках стратегических академических единиц, сформированных для проведения исследований по наиболее перспективным темам: научно-образовательных консорциумов преподавателей и студентов НГУ, а также представителей институтов и коммерческих компаний.

— Мы считаем это новым этапом развития Академгородка, потому что университет — оптимальная площадка для развития междисциплинарных и новых направлений, не дублирующих СО РАН, которая дает новые кадры, — говорит Федорук.

Сейчас в университете создано семь САЕ: «Новая физика», «Нелинейная фотоника и квантовые технологии», «Низкоразмерные гибридные материалы», «Геологические и геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты», «Синтетическая биология», «Нейронауки в трансляционной медицине» и «Информационные и гуманитарные технологии представления знаний в образовательных системах». При выборе направления стратегических единиц в НГУ исходили из актуальности научной тематики, наличия опыта, экспертных позиций, перспектив сотрудничества: международного и с индустриальными партнерами, вклада САЕ в академическую репутацию университета и их потенциала в привлечении внебюджетных средств.

К тому же в университете были сформированы восемь прорывных проектов, объединяющих стратегические академические единицы, по таким направлениям, как бор-нейтрон-захватная терапия онкологических заболеваний, информационная безопасность, энергоэффективные технологии, решение современных проблем математики, катализ в нефтепереработке, геномное редактирование, фотонный инжиниринг, новые технологии беспилотных летательных аппаратов.

— Все САЕ и прорывные проекты соответствуют государственной повестке так называемых больших вызовов и стратегии научно-технологического развития РФ, — подчеркнул Михаил Федорук. — Например, «Синтетическая биология», кроме прочего, отвечает такому вызову, как создание безопасных и качественных продуктов питания (в вузе открыт Центр продовольственной безопасности).

САЕ «Новая физика» принимает участие в 18 международных коллаборациях в области физики элементарных частиц и астрофизики — самый высокий показатель среди университетов России достигнут благодаря сотрудничеству с Институтом ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН.

В рамках стратегической академической единицы «Нейронауки в трансляционной мединцине» заработал Международный образовательный центр для иностранных студентов — в Институте медицины и психологии НГУ открылся англоязычный специалитет, в котором сейчас обучаются 48 студентов, также проводятся годичные подготовительные курсы для иностранцев.

— Благодаря нововведениям, репутация нашего Института медицины и психологии растет: по последним данным мы занимаем абсолютное третье место в России по направлению медицины среди классических вузов (после Санкт-Петербургского и Московского университетов), — отметил Михаил Федорук.

Всего в вузе 17 англоязычных программ (это средний показатель университетов, входящих в мировые рейтинги). В НГУ доля иностранных студентов достигла 14,5 %.

— Интеграция с институтами СО РАН очень сильно помогает нам при наборе новых студентов. По-прежнему к нам идут одни из самых сильных и мотивированных ребят, — считает ректор НГУ. — Кроме того, это позволяет нам оставаться вторым университетом в России. В последние годы по публикациям в Nature и Science видно, что мы уступаем только Московскому госуниверситету им. М.В. Ломоносова.

НГУ уже вошел в Топ-100 по физическим наукам, в этом году попал в Шанхайский рейтинг (считающийся наиболее объективным). По мнению ректора вуза, у Новосибирского госуниверситета есть все шансы войти в Топ-100 предметного рейтинга по математике и химии.

— Я уверен, что дальнейшие интеграционные процессы будут способствовать продвижению как НГУ, так и институтов СО РАН, потому что мы — единый научно-образовательный центр, и друг без друга никуда! — заключил Михаил Федорук.

Фото Юлии Поздняковой