Сегодня - 16.09.2019

Провожая 2015-й

30 декабря 2015

Еще немного — и 2015 год превратится в историю, пусть и совсем недавнюю. За этот отрезок времени в сибирской науке произошло множество событий, и большинство из них нашло отражение на страницах нашего издания. Редакция с удовольствием вспомнила наиболее яркие исследования и достижения ученых — людей, которые ездили в экспедиции, работали в лабораториях, запускали масштабные установки и трудились над значимыми проектами.

В Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН стартовала первая очередь инжекционного комплекса «ВЭПП-5» . Этот источник высокоинтенсивных пучков электронов и позитронов, необходимых для эффективной работы ускорительных комплексов ИЯФ СО РАН, должен обеспечить прорыв в экспериментальных возможностях новосибирских коллайдеров.

В журнале Science была опубликована статья о пернатых динозаврах, найденных сотрудником Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита) доктором геолого-минералогических наук Софьей Михайловной Синицей в пади Кулинда. Согласно полученным данным, загадочные звери могли быть теплокровными, а перьевой покров помогал поддерживать температуру тела.

Ямальский кратер исследуется сотрудниками Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН уже второй год, за это время став настоящей медиа-звездой. Он практически превратился в водоем, но не утратил своего научного потенциала и тем более не раскрыл всех своих тайн.

Ученые ИЯФ СО РАН запустили третью очередь лазера на свободных электронах, открыв новые перспективы для фундаментальных и прикладных исследований в области инфракрасной фотохимии — с помощью ЛСЭ можно управлять некоторыми химическими процессами. А наши журналисты проследили за путешествием электронного пучка и сделали блестящий фоторепортаж.

Для озера Байкал ушедший год был не очень веселым: экологическая ситуация как на берегах «славного моря», так и на его глубинах оставляет желать лучшего. Исследователи Лимнологического института СО РАН ( Иркутск) прикладывают все усилия, чтобы понять, почему в таких количествах гибнет байкальская губка и размножается вредоносная водоросль спирогира.

Академия наук республики Якутия (Саха) подготовила весьма пушистую новость: были продемонстрированы два прекрасно сохранившихся в вечной мерзлоте пещерных львенка. Материал про зверьков побил все рекорды посещаемости сайта «Науки в Сибири», и мы прекрасно понимаем, почему: уникальность находки трудно переоценить.

Основным результатом на космическую тему стало начало формирования Национального гелиогеофизического комплекса, предназначенного для наблюдения за  околоземным пространством. Несмотря на проблемы с выбором мест для расположения некоторых приборов, работа стартовала.

Ученые Института биофизики СО РАН (Красноярск) показали, что сказку (в частности, художественный фильм) можно сделать былью: они создали автоматическую установку для переработки экскрементов человека в питательный раствор, причем последний можно применять для выращивания растений (исследователи провели эксперименты по выращиванию редиски), и урожай ничем не будет отличаться от обычного. Держись, Марс, мы идем!

Сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат химических наук Никита Кузнецов получил премию Президента РФ для молодых ученых за работы в области репарации ДНК. Этот механизм крайне важен для нашего организма — именно он отвечает за своевременную починку повреждений, коих в сутки случается бесчисленное количество.

Как говорится, last but not least — ученый из Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Табарев провел второй полевой сезон в Эквадоре. Международную группу исследователей интересовала древняя керамика Нового Света, в частности, принадлежащая культуре «вальдивия». Впрочем, как это часто бывает у археологов, в процессе работы они нашли еще очень много интересного.

Диана Хомякова, Екатерина Пустолякова