Сегодня - 23.08.2019

Сибирские ученые: синтез генов необходимо контролировать

10 июля 2019

Сибирские ученые примут участие в разработке резолюции для контроля над синтезом генов, необходимого, чтобы предотвратить распространение опасных патогенов и токсинов.

«К нам обратились из Международного консорциума по синтезу генов (IGSC) с предложением поучаствовать в обсуждении инициативы о контроле над этим процессом. Такая инициатива создана, чтобы разработать минимальные практики, позволяющие обеспечить безопасность», — рассказал заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета член-корреспондент РАН Сергей Викторович Нетёсов в ходе круглого стола, посвященного этическим проблемам синтеза генетических структур, на мультиконференции «Биотехнология — медицине будущего».

С расширением доступа и снижением стоимости синтеза ДНК растет вероятность того, что кто-то начнет злоупотреблять этими технологиями для создания опасных патогенов или токсинов. По словам исследователя, таких попыток пока зафиксировано не было, но это не означает, что их не будет. Главная опасность состоит в том, что полученный тайно или непродуманно патогенный микроорганизм может не только принести конкретный вред, но есть вероятность его попадания в открытую окружающую среду, где он может начать бесконтрольно размножаться, обмениваться генами с другими микроорганизмами и кардинально изменит условия существования живых существ, будь этот организм патогеном человека, животного или растения.

«Несмотря на то, что практически все государства подписали Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, заказать синтез олигонуклеотидов и генов сейчас довольно легко. Ограниченное число синтетических генов можно сделать и кустарно, с минимальным применением заказанных олигонуклеотидов и генно-инженерных манипуляций», — комментирует Сергей Нетёсов.

Не всегда оказываются безопасными и исследования, которые осуществляются в стенах научных институтов и университетов. Так, в двух лабораториях (одна находится в Европе, другая — в США) синтезировали и оживили геном вируса птичьего гриппа (H5N1) — наиболее патогенного вируса для птиц. Причем в обеих лабораториях не был обеспечен высший уровень биобезопасности. Ученые осуществляли исследования ради интереса, но когда мир об этом узнал, было принято решение объявить мораторий на синтез полных геномов таких патогенов.

В другой лаборатории пытались создать контрацептивную вакцину для кроликов — чтобы бороться с ними в Австралии гуманным методом, стерилизуя их и тем самым контролируя их численность. Прототип этой вакцины испытали на мышах, и выяснилось, что для них она смертельна и даже более опасна, чем исходный штамм вируса оспы мышей (хотя ген был вставлен, на первый взгляд, безобидный). Этот случай еще раз доказал: при вставке в новые генные системы даже совершенно обычных генов полученные продукты надо тщательно проверять на безопасность и безвредность.

Консорциум IGSC был создан около десяти лет назад, туда входят практически все крупные компании, занимающиеся синтезом генов и исполнением заказов на него. По оценке, в сумме члены консорциума охватывают более 80 % мирового рынка синтеза олигонуклеотидов и генов. В IGSC разработан протокол проверки синтеза генов на предмет содержания в них опасных фрагментов, основанный на базе данных, разработанной этим же консорциумом. Эта база данных постоянно пополняется и сейчас содержит не только гены-токсины, но и фрагменты генов, показавшие свои небезопасные свойства в живых системах.

На основе этой базы данных и протокола в IGSC предлагают организовать международный контроль над синтезом генов. Сначала предполагалось создать общую программу, таким образом проверку синтеза генов во всем мире осуществляла бы какая-то одна организация. Однако многие страны отказались, поскольку в этом случае встает вопрос национального суверенитета. Последовательности синтезируемых генов нередко представляют собой закрытую патентоспособную информацию, и разработчикам важно избежать ее утечки. Сегодня рассматриваются варианты, при которых на основе базы данных IGSC каждое государство или группа стран будет самостоятельно осуществлять контроль над синтезом генов на своей территории.

Согласно проекту резолюции, подготовленному сибирскими исследователями, необходимо сделать обязательной проверку заказываемых последовательностей длиной более 200 нуклеотидов на предмет их отнесения к фрагментам генов-токсинов или патогенов; создать для этой цели национальную компьютерную базу таких генов и геномов — возможно, на основе базы данных IGSC; сделать программу проверки заказываемых сиквенсов нуклеотидов (возможно, с использованием программных средств IGSC). Также важно разработать проекты соглашений компаний-производителей генных синтезаторов с компаниями-покупателями, в которых последние обязались бы указывать точное место расположения синтезаторов и проверять все заказы регламентированным способом.

Ученые призывают коллег подключиться к обсуждению этих пунктов и их доработке. «Нам необходимо разработать варианты модификации этой программы. Пока идет международное обсуждение, важно выработать национальную позицию», — говорит Сергей Нетёсов.

Фото с сайта pixabay.com