Наука в Сибири | Биологи изучают факторы, защищающие пчел от губительной болезни | Наука в сибири
Сегодня - 15.08.2018

Биологи изучают факторы, защищающие пчел от губительной болезни

08 декабря 2017

Текст: ТГУ

Фото: из открытых источников (анонс), ТГУ

Ученые разных стран пытаются установить причины массовой гибели пчел, начавшейся в мире около 10 лет назад. Одной из наиболее вероятных причин многие исследователи считают нозематоз — заболевание, вызываемое простейшими паразитами. Однако практика показывает, что опасный недуг поражает не всех особей: в одном улье могут соседствовать больные и здоровые насекомые. Биологи Томского государственного университета изучают факторы, обеспечивающие иммунную защиту медоносных пчел от губительной болезни.

— Существует два типа нозематоза: при наличии первого пчелы гибнут из-за поражения кишечника, но более опасным признан второй тип, вызывающий тяжелую и непредсказуемую форму заболевания — нозематоз типа С, — рассказывает доцент кафедры зоологии беспозвоночных Биологического института ТГУ Надежда Островерхова. — В этом случае пчелы без видимых причин покидают улей и больше туда не возвращаются. Считается, что в 2005 году нозематоз типа С появился в Европе, и именно тогда во многих странах началась массовая гибель насекомых. Самые крупные потери понесли владельцы пасек в Испании.

Согласно официальным данным, в 2009 году нозематоз типа С начали фиксировать в России, в 2013 году его обнаружили и на пасеках Томской области. Однако исследования, которые выполнили биологи ТГУ в 2017 году, дали неожиданный результат: нозематоз существует в Сибири не менее полувека, но массовой гибели пчел он не вызывает. В рамках гранта РФФИ сотрудники Биологического института изучают больных и здоровых насекомых с пасек из разных регионов области. Исследователи ищут генетические факторы, обеспечивающие разную восприимчивость медоносных пчел к паразитам и патогенам.

— В этом году наряду с пчелами из Томской области мы решили посмотреть образцы, привезенные с пасек староверов, живущих в Красноярском крае, — говорит Надежда Островерхова. — Это изолированные места обитания, которые принято считать «чистыми» с точки зрения распространенности инфекций, поскольку там нет возможности заражения от пчел из чужих ульев. Однако среди образцов наряду со здоровыми особями были выявлены больные нозематозом. Мы хотим выяснить, почему эта инфекция в одних случаях «молчит», в других — заявляет о себе.

Биологи ТГУ считают, что нозематоз ведет себя подобно палочке Коха. Многие люди являются носителями туберкулеза, но болеют им далеко не все. Почему такая же ситуация складывается с нозематозом, ученые намерены выяснять с помощью молекулярно-генетического анализа. Полученные результаты будут иметь важное значение для оптимизации пчеловодства и селекционно-племенной работы, направленной на выведение устойчивых к данным заболеваниям пчелиных семей.