Сегодня - 09.08.2020

Ботаники ТГУ адаптировали для Сибири редкое растение

16 ноября 2016

Исследователи Сибирского Ботанического сада ТГУ успешно переселили из гор Алтая в равнинные условия Томска растение с редчайшими лекарственными свойствами – копеечник чайный, или, как его называют в народе, красный корень. Этот представитель семейства бобовых имеет широкий набор целебных свойств: он эффективен как болеутоляющее, противовоспалительное и стимулирующее средство, используется для  лечения малокровия, простудных, урологических, сердечных заболеваний и многих других недугов.

Красный корень

Изначально красный корень активно применялся в народной медицине. В первую очередь его использовали как природный негормональный стимулятор, который помогает справляться с мужскими болезнями. Со временем корень этого растения начала активно использовать фармацевтическая промышленность. Скорее всего, именно массовый сбор копеечника в качестве сырья для препаратов привел к тому, что в природе он стал встречаться очень редко. К примеру, в Горном Алтае популяции сохранились на горе Красной, на высоте выше 2000 метров, куда можно добраться только на лошадях.

– Широкий спектр лекарственных свойств красного корня обусловлен его сложным химическим составом, – говорит научный сотрудник лаборатории лекарственных растений СибБС ТГУ Надежда Зиннер. – Копеечник чайный содержит большое количество биологически активных веществ, в частности, катехины, которые выводят из организма вредные вещества и тяжелые металлы, укрепляют и восстанавливают стенки капилляров, нейтрализуют свободные радикалы. Они же регулируют деятельность гладкой мускулатуры внутренних органов и кровеносных сосудов.

В настоящее время это растение занесено в Красную книгу, его сбор запрещен, так что для производства лекарств на основе копеечника его необходимо выращивать. Это довольно сложный процесс, однако учёные смогли адаптировать высокорогорного гостя к суровым сибирским условиям, в то время как у ботаников из других регионов уже на стадии прорастания семян выбраковывалось 90 процентов материала.

– Спустить красный корень на равнину оказалось довольно непросто, поскольку в горах специфические типы почв, другие влажность и освещенность, – рассказывает Надежда Зиннер. – Нам удалось адаптировать копеечник чайный к новым экологическим условиям, причем содержание биологически активных веществ в нем оказалось не меньше, а в некоторых случаях даже выше, чем у того, который был собран в природных условиях.

Более того, если в естественных условиях красный корень зацветает в возрасте 10 лет, то в Ботаническом саду ТГУ он начинает цвести уже на третий год. С этого времени копеечник обладает полной лекарственной силой (в природных условиях заготавливают обычно 10-80-летние растения). В настоящее время ученые СибБС вырастили несколько поколений красного корня и запатентовали способ его сохранения в условиях культуры. Ученые Ботсада уже передали для проведения исследований часть растительного сырья, выращенного в условиях Томской области.