Сегодня - 09.03.2021

Иркутские ученые создают комплекс для полного анализа геномов обитателей озер и рек

03 мая 2017

Источник: ТАСС

Результаты проекта позволят на новом уровне выявлять и моделировать изменения в сообществах микроорганизмов.

Лимнологический институт и Институт динамики систем и теории управления Сибирского отделения РАН начали совместный проект по изучению геномов обитателей пресноводных экосистем — бактерий, водорослей, архей. Как рассказал ТАСС научный сотрудник ИДСТУ СО РАН Алексей Шигаров, результаты проекта позволят на новом уровне выявлять и моделировать изменения в сообществах микроорганизмов.

«Мы планируем объединить методы массового секвенирования и технологии обработки больших данных, чтобы получить представление о том, как меняются пресноводные экосистемы при изменении факторов окружающей среды. Результаты проекта могут быть применены для полной характеристики сообществ микроскопических организмов из разных мест обитания и для моделирования изменений в этих сообществах», — сказал Шигаров.

По словам сотрудницы ЛИН СО РАН доктора биологических наук Елены Лихошвай, в рамках проекта будут максимально полно изучаться такие микроскопические организмы, как водоросли, бактерии, археи, и учитываться все факторы водной среды, влияющие на сообщества — температура, кислотность. Сейчас ученые располагают образцами из озер Байкал и Лабынкыр (Якутия).

«За рубежом начаты и успешно развиваются крупные проекты по мировому океану — перевод биологии в «цифру»: это и секвенирование нового поколения, и большие данные, и датчики непрерывного мониторинга, и облачные технологии, и спутниковые съемки. Нам удалось объединить знания, усилия и инфраструктуру для того, чтобы работать над проектом в экологии пресноводных экосистем на современном уровне и не отстать от стремительно развивающейся науки. Наш проект можно сравнить вот с чем: человек наблюдает через замочную скважину за окружающим миром, но вдруг массовое секвенирование распахивает дверь, и наблюдателя накрывает огромным потоком информации», — отметила Лихошвай.

Совместная работа институтов, рассчитанная на 4 года, финансируется Иркутским научным центром в рамках программы интеграционных проектов.