Сегодня - 14.12.2017

Космонавты отремонтируют иллюминаторы на МКС с помощью нанопокрытия, разработанного в Томске

07 декабря 2017

Фото: из открытых источников

Уникальные многослойные нанокомпозитные покрытия, разработанные учеными Томского политехнического университета совместно с коллегами из Института физики прочности и материаловедения СО РАН в рамках масштабного космического эксперимента «Пересвет» будут опробованы на российском сегменте Международной космической станции (РС МКС) в условиях открытого космического пространства.

Напомним, уникальные многослойные нанокомпозитные покрытия, разработанные в Томске, не умеют аналогов в мире. Покрытия оставляют стекла прозрачными и при этом защищают их от ударов высокоскоростных космических микрочастиц. Новые покрытия разработаны при совместном участии научного коллектива кафедры физики высоких технологий в машиностроении ТПУ, РКК «Энергия» им. Королева и ИФПМ СО РАН. Технология прошла все необходимые испытания, в конце 2015 года был получен патент. В будущем все стекла для иллюминаторов российских космических аппаратов нового поколения будут обрабатываться в Томске.

«Космический эксперимент "Пересвет" запланирован на 2018—2020 годы. Координационный научно-технический совет по программам исследований на пилотируемых комплексах одобрил его проведение на МКС, подписано техническое задание. В следующем году мы вместе с партнерами начнем подготовительную часть работ, образцы научной аппаратуры будут переданы в РКК "Энергия" для дальнейшего вывода на орбиту», — рассказал замдиректора по развитию Инженерной школы новых производственных технологий Томского политехнического университета Евгений Колубаев.

Добавим, космический эксперимент на борту РС МКС будет проводиться в несколько этапов. Первый предполагает размещение на наружной поверхности станции тестовых образцов стекла с нанопокрытием. Во время второго этапа космонавты должны будут провести ремонт образцов иллюминаторов российского сегмента станции.

«Во время первого этапа будут испытываться стекла не только для иллюминаторов, но и для фотоэлектрических преобразователей (солнечных батарей). Пластина для ФЭПов защищена кварцевым стеклом толщиной примерно 0,1 миллиметра. Такого тонкого стекла хватает для защиты от микромусора, но со временем на поверхности появляются дефекты, что сказывается на интенсивности излучения, попадающего на ФЭП. Следовательно, уменьшается и мощность солнечной батареи. Наблюдение за образцами будет вестись минимум год», — поясняет Евгений Колубаев.

Отметим, проведение эксперимента «Пересвет» предполагает выходы космонавтов за пределы РС МКС. По данным федеральных СМИ, обработка стекол иллюминаторов в открытом космосе будет проведена впервые в мировой практике.

«Второй этап эксперимента будет связан с выходом космонавта в открытый космос. С помощью специального инструмента, также уже разработанного томскими учеными, "заживляющее" покрытие будет наноситься на стекла иллюминаторов. Эта мера позволит предотвратить дальнейшее разрушение поврежденных сегментов», — говорит заместитель директора.