Сегодня - 21.10.2019

На Байкале впервые в Сибири обнаружили ископаемого попугая

27 октября 2016

Источник: ИА Телеинформ

Палеонтологи нашли на острове Ольхон первого в Восточной Сибири ископаемого попугая. Птица жила на территории современного озера Байкал примерно 16—18 миллионов лет назад, сообщает пресс-служба Палеонтологического института РАН.

Учёные поясняют, что в те времена Байкала ещё не было, но на его месте располагались мелкие тёплые озёра, по берегам которых бродили носороги и примитивные лошади-анхитерии. О том времени можно судить по фауне позвоночных из Тагайской бухты на острове Ольхон — здесь сохранились отложения древнего миоценового озера. Исследования позволили говорить о множестве различных млекопитающих и птиц, обитавших там. Но о таких экзотических группах, как попугаи, раньше не только в Прибайкалье, но и на территории России и всей Северной Евразии известно не было.

Новая находка представляет собой фрагмент плюсневой кости — она принадлежала маленькой птице, размером примерно с современного волнистого попугайчика.

В это же время попугаи обитали и в Северной Америке, куда они, по всей вероятности, попали через Берингию — древний сухопутный путь, соединявший современную Чукотку и Аляску. Через Берингию в разное время мигрировали многие группы позвоночных животных — от динозавров до грызунов, однако теперь известно, что этот сухопутный мостик преодолевали и некоторые довольно экзотические группы птиц, такие как попугаи.

— Это не кажется таким уж удивительным, если учесть, что в наши дни на Аляске обитают колибри — еще одна в основном тропическая группа птиц, — отмечают палеонтологи.

Находка первого ископаемого попугая из Сибири явилась ярким результатом совместной экспедиции, в течение последних лет проводившейся на берегу озера Байкал командой палеонтологов из Палеонтологического института имени Борисяка РАН, Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) и Института земной коры СО РАН (Иркутск).

Результаты опубликованы в журнале британского Королевского общества Biology Letters.