Сегодня - 20.05.2018

Необычайно крупный петроглиф обнаружили археологи на Алтае

10 января 2018

Источник, фото: gorno-altaisk.info

В конце 2017 года журнал «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий», издающийся Институтом археологии и этнографии СО РАН, опубликовал статью старшего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН кандидата исторических наук Глеба Кубарева «Оленный камень» из долины реки Талдура». Работа посвящена петроглифам, которые ученые обнаружили в 2 км от села Бельтир Кош-Агачского района на правом берегу реки Талдура.

Композиция из 28 петроглифов, нанесенных на огромный валун, имеет длину 3,1 м и ширину 1,7 м. Среди фигур выделяется изображение оленя длиной 170 сантиметров. Он имеет «клювовидную» морду, горб, намеченный глаз. Животное изображено стоящим, с двумя ветвистыми рогами, на шею налегает выбитая раннесредневековая тамга, напоминающая перевернутую букву «М» с длинным отростком посередине. В некотором отдалении справа, на другой грани камня, в таком же стиле сделана фигура оленухи. В отличие от оленя у нее выбит лишь контур тела, ноги, небольшие рога. В статье говорится, что изображение, возможно, не завершено.

По мнению исследователей, рисунок является одним из самых крупных в подобном стиле в наскальном искусстве Алтая и сопредельных территорий. Талдуринские петроглифы на валуне сделаны в монголо-забайкальском стиле, распространенном в эпоху бронзы, то есть во второй половине II тыс. до нашей эры.

«Древнего художника привлекли приметность огромного валуна, мимо которого было сложно пройти, а также, вероятно, панорама на долину реки Талдура, открывающаяся с этого места. В наше время рядом с валуном находился дорога, которая возможно была проложена по древней горной тропе. Если это предположение верно, то фигура оленя… могла играть роль ориентира [наряду с самим валуном]. Такую же роль в числе прочего выполняли любые вертикально установленные древние стелы и изваяния в центрально-азиатском регионе», — отмечает исследователь.