Сегодня - 27.01.2021

Почему европеец никогда не сможет хорошо освоить горловое пение?

18 декабря 2014

Источник: Кузбасс, Татьяна Минеева

Фото: wikimedia.org

Носители шорского языка из Кузбасса приняли участие в лабораторных исследованиях, проводимых учеными Института филологии Сибирского отделения РАН, которые занимаются лексикографическим изучением и лингвистическим описанием исчезающих языков этнических меньшинств Сибири и Дальнего Востока.

Жительницы Таштагольского района – тележурналист Раиса Санженакова и работник культуры Мария Идигешева – были приглашены в Лабораторию экспериментально-фонетических исследований. Она единственная в России, где успешно используются современные методы изучения физиологии речи.

Выбор учёных был не случайным. Обе женщины отлично владеют родным языком. Раиса ведет телепередачи на шорском языке, а Мария – паштык общественной организации «Таглык шор».

«Три дня мы общались с новосибирскими учеными, – рассказывает Раиса Санженакова. – Наша речь на шорском языке записывалась специальной аппаратурой, исследовались артикулярные параметры речи. С помощью цифровой рентгенографии и магнитно-резонансной томографии изучались речевой аппарат, череп».

Интересно, что с помощью подобных исследований ученые выяснили, что у тюрков голосовые связки чуть шире, гортань не такая вытянутая, как у представителей европейской расы, поэтому европеец никогда не сможет хорошо освоить горловое пение. Весь процесс снимался на камеру. В январе на Таштагольском ТВ должен выйти сорокаминутный фильм, посвященный этим исследованиям.

Лаборатория экспериментально-фонетических исследований создана в конце 1960-х годов. С тех пор ее сотрудниками описаны аспекты фонетики и фонологии более 40 языков, диалектов и говоров. С 2009 года в работе используются цифровой рентгенограф и магнитно-резонансный томограф.

Сегодня перед фонетистами стоит задача перевести исследования на новый методологический и аппаратный уровень.