Сегодня - 16.11.2018

Сибирские археологи исследуют одну из наиболее ранних стоянок человека в высокогорье западной Центральной Азии

15 августа 2018

Источник, фото: сайт НГУ

Археологи Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН выдвинули гипотезу о том, что Алайская долина (Ошская область в Киргизии) является одной из наиболее ранних стоянок людей на высоте 2300—3500 метров над уровнем моря. Такие предположения ученым позволили сделать орудия, найденные в ходе археологической экспедиции в 2017 году. Подтвердить точный возраст формирования стоянки поможет отбор новых образцов артефактов.

Современные археологические исследования говорят о том, что человек стал активно заселять высокогорные районы Центральной Азии примерно 8—14 тыс. лет назад. Например, известные стоянки в Гималаях на высоте более 4000 м над уровнем моря существовали 13 тыс. лет назад. Скорее всего, по мере продвижения на север древний человек осваивал территории западной части Центральной Азии, окруженной Гималаями и Тибетским плато. Расположенная в сердце этого региона на высоте 2300—3500 м над уровнем моря Алайская долина представляет особый интерес. В более поздние периоды западная часть Центральной Азии несомненно стала проводником технологического и культурного обмена, являясь частью Великого Шелкового пути.

Археологические работы в Алайской долине

Несмотря на уникальное расположение, Алайская долина на удивление мало изучена. На территории долины только один памятник датируется палеолитом, то есть периодом, завершившимся 10—12 тыс. лет назад. Археологи обнаружили его в 1975 году и стали исследовать найденные артефакты. Интересно, что технологии изготовления орудий у жителей долины оказались похожи на технологии стоянок Памира, расположенных на юге на высоте 4000 м над уровнем моря. Было сделано предположение о том, что между ними происходило тесное взаимодействие. Более того, возможно, мы видим следы жизнедеятельности одной и той же группы людей, которая перемещалась выше в горы и обратно в зависимости от сезона. В любом случае, эти находки подтвердили роль Алайской долины в развитии человека на территории Центральной Азии как региона раннего заселения высокогорий.

«Наша экспедиция посетила Алайскую долину в 2017 году. Мы решили, что пришло время подтвердить предположения, и заложили три тестовых раскопа в разных частях памятника. Однако то, что мы обнаружили, наоборот, подвергло вопросу ранее выдвинутую гипотезу о схожести культур здесь и на Памире. Заготовки для орудий и сами орудия указывают на позднюю Кульбулакскую культуру или культуру туткаульского типа. Такая индустрия характерна для периода, следующего за последним ледниковым максимумом. Дальнейшее изучение и новые датировки могут подтвердить, что этот памятник – не просто одна из наиболее ранних стоянок, но и, возможно, самая ранняя», — рассказала руководитель экспедиции научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Светлана Шнайдер.

Исследования продолжаются в 2018 году совместно с коллегами из Московского государственного университета и технологического университета Дании. Целью новых работ стал отбор образцов для определения точного возраста формирования стоянки. В результате будут получены данные, которые позволят более обоснованно говорить о выдвинутой гипотезе.