Сегодня - 22.05.2019

Сибирские и европейские учёные раскрыли тайну гибели неандертальцев

22 августа 2014

Источник: ГТРК «Новосибирск»

Фото: zaberaj.ru

Специалисты из Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске совместно со своими коллегами из Европы выяснили, почему исчезли неандертальцы. Дело в том, что из-за особенностей строения организма они очень медленно приспосабливались к изменениям окружающей среды.

До недавнего времени самой правдоподобной версией считалась, что их истребили наши предки. Предполагалось, что древние люди всех видов были каннибалами, и особенно любили употреблять в пищу чужаков.

Исследования генов homo sapiens, денисовского человека и неандертальцев опровергли эту теорию. Оказалось, что неандератльцы просто слишком медленно приспосабливались к изменяющимся условиям жизни. И развивались у них совсем не те органы тела, которые помогли бы выжить в тех или иных климатических условиях. Кроме того, такие, казалось бы, грозные и здоровые неандертальцы страдали всевозможными страшными болезнями.

«Диабет, болезнь Крона, длительная депрессия и даже привычка курить — всё это может быть связано с их генами. Доказано, что древние люди — Homo sapiens — вступали в интимную связь и с неандертальцами, и с денисовцами, соответственно наследуя те или иные гены», — рассказал доктор исторических наук, специалист в области археологии каменного века Андрей Кривошапкин.

Он отметил, что скорее всего, в исчезновении неандертальцев свою роль сыграли многие факторы, в том числе и особенности генов.

«Значительное скрещивание между неандертальцами и предками современного человека, вероятно, уже произошло в Азии более 50 тысяч лет назад. По сути, контакт между популяциями длился почти 20 тысяч лет — сначала в Азии, а потом в Европе», — рассказывает профессор Крис Стрингер из Музея естествознания в Лондоне.

Для исследования руководитель проекта Томас Хигем из Оксфордского университета и его коллеги провели радиоуглеродное датирование около 200 образцов костей, древесного угля и каменных артефактов, собранных на территории 40 основных европейских археологических памятников, от России на востоке до Испании на западе.
Локации были так или иначе связаны с созданием инструментов в мустьерскую эпоху и содержали каменные орудия, связанные либо с неандертальцами, либо с нашим видом.

Результаты показали, что обе группы древних людей встречались на одной территории в течение значительного периода (в 10 раз дольше, чем предполагалось ранее). То есть у них было достаточно времени для взаимодействия и скрещивания. Возможно, что многие поздние «инновации» неандертальцев (в том числе сложные украшения и каменные орудия) были на самом деле результатом этой аккультурации — то есть скопированы у человека разумного, причём уже даже после того, как Homo neanderthalensis были постепенно вытеснены со своих территорий.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4.5 (2 votes)