Сегодня - 22.08.2019

Сибирские учёные предлагают запретить квадроциклы в биологических резерватах

10 февраля 2015

На острове Ольхон на Байкале отмечено сокращение популяции растений-эндемиков, как сообщается в февральском вестнике ИНЦ СО РАН за 2015 год.

Источник: Байкал-Инфо

Фото: Владимир Короткоручко

По наблюдениям научного сотрудника Сибирского института физиологии и биохимии растений кандидата биологических наук Сергея Казановского, узко распространенный остроземник трехличковый, астрагал ольхонский (известно три места его расположения) обнаружен только в 1-2 экземплярах в районе урочища Песчанка. По словам ученого, в том месте находится четыре дороги, по ним передвигаются туристы, что угрожает растению. «Можно говорить и об исчезновении флокса сибирского, остролодочника Пешковой, остролодочника Попова, остролодочника Тампудского, — отмечает ботаник. —  Довольно много у нас и узколокальных эндемиков, таких как полынь остролистная, полынь Ледебура и других».

Как фактор, влияющий на сокращение популяции уникальных растений, экологи и  биологи называют усиливающуюся рекреационную нагрузку на Ольхон. По данным вестника ИНЦ СО РАН, черепоплодник щетинистоватый, выбранный биологами в качестве индикатора современного состояния прибрежных природных комплексов острова, в 2011 году был отмечен только в трёх местах. В 2014 году популяция этого эндемика резко снизилась.

«Сократилась популяция и другого редко встречающегося эндемика и «краснокнижного» растения — верблюдки курчавокрылой — на песчаной косе, отделяющей от Байкала озеро Ханхой, - дополняет Сергей Казановский. — Уже давно коса испытывает запредельные рекреационные нагрузки. Отдыхающие заезжают сюда на автомобилях, ставят палатки. А на побережье Хужирского залива, покрытого чистейшим кварцевым песком, произрастают множество растений, среди которых эндемики и реликты — черепоплодник щетинистоватый, верблюдка курчавокрылая, овсяница байкальская, кострец Короткого, волоснец ржаной, мак Попова. Все они занесены в Красную книгу, которую мы подготовили в 2010 году».

По словам биолога, в СИФИБР создается гербарий, 80% коллекций которого составляет флора Байкальской Сибири. «Мы создаем банк семян, интродуцируем растения. Пытаемся выращивать эндемики и возвращать их в природу», — пояснил Сергей Казановский.

Ученый согласился с тем, что уникальные ольхонские пляжи ценны как для сохранения биоразнообразия, так и для рекреации, но подчеркнул, что они страдают от антиэкологичных действий некоторых туристов. По мнению биолога, по Ольхону следовало бы запретить передвигаться на квардроциклах. «Из-за них уникальные пляжи, дюны, многие степные склоны, а вместе с ними и уникальные растения, превратились в безжизненные автодромы», — пояснил он.