Сегодня - 09.08.2020

Сибирский шелкопряд вдвое ускорил сроки размножения

21 марта 2017

Источник, фото: пресс-служба ТГУ

Ученые Биологического института Томского государственного университета готовы подключиться к решению проблемы защиты хвойных лесов, которые подверглись натиску сибирского шелкопряда. Высокий снежный покров, который установился в Томской области к 2017 году, помогает шелкопряду благополучно перенести зимовку. Переломить ситуацию и взять ее под контроль можно за счет организации постоянного мониторинга и разработки новых инструментов борьбы с опасным лесным вредителем.

По словам ученых, свой вклад в развитие панзональной вспышки, охватившей многие регионы Сибири, внесли климатические особенности последних лет. Аномально жаркое лето 2012 года, «мягкие» зимы, теплая весна и сухое жаркое лето 2016 года привели к тому, что шелкопряд перешел на ускоренный цикл воспроизведения. В 2017 году после успешной зимовки его распространение может выйти на пик.

— Сибирский шелкопряд (коконопряд) относится к тем насекомым, которые периодически дают вспышки размножения, — говорит сотрудник кафедры зоологии беспозвоночных животных БИ ТГУ Ольга Конусова. — У шелкопряда эти циклы могут составлять от 11,5 до 16—17 лет. Обычно развитие одного поколения насекомого длится два года, но когда внешние факторы складываются благоприятно, этот срок может сократиться вдвое, что значительно усугубляет ситуацию.

Помимо прямой угрозы, это несет еще и косвенные риски. После уничтожения хвои, которую поедают гусеницы шелкопряда, деревья быстро становятся жертвами стволовых вредителей и окончательно погибают. Наличие сухостоя в разы повышает пожароопасную ситуацию в лесах. По словам ученых, подобная массовая вспышка в Сибири была отмечена в 50-е годы. Большинство лесных массивов, пострадавших от шелкопряда, не восстановились до сих пор.

— Решение проблемы нужно разделить на две части: это экстренные меры и мероприятия, рассчитанные на долгосрочную перспективу, — говорит заведующий кафедрой сельскохозяйственной биологии БИ ТГУ Андрей Бабенко. — К экстренным мерам относится обработка химическими и биопрепаратами, но ни одно средство защиты не может поражать насекомых на 100 процентов. К примеру, бактериальный препарат «Лепидоцид СК», безвредный для окружающей среды, действует при температуре от + 18 градусов и выше.

В качестве долгосрочной меры ученые предлагают использовать мониторинг. Эта профилактическая мера позволит избежать катастрофических ситуаций. Биологи, зоологи и специалисты в области лесного хозяйства могут не только разработать программу контроля, но и обучить лесников сбору и систематизации информации. Регулярная оценка ситуации позволит своевременно фиксировать начало фазы нарастания численности, отслеживать возраст гусениц и своевременно проводить обработку лесных массивов.