Сегодня - 22.07.2019

Ученые ИНГГ СО РАН предлагают масштабный проект по изучению магнитного поля Земли

29 мая 2019

О возможном крупном проекте по изучению магнитного поля рассказывает старший научный сотрудник лаборатории (обсерватории) солнечно-земной физики ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Николай Николаевич Семаков.

Были ли сильные магнитные бури над Новосибирской областью?

Магнитная буря — это возмущение магнитного поля длительностью от нескольких часов до нескольких суток. Оно происходит, когда в окрестности Земли попадают потоки солнечного ветра и вступают во взаимодействие с магнитосферой нашей планеты.

Павильоны магнитной обсерватории «Новосибирск»

Ярким проявлением солнечной активности являются вспышки и коронарные выбросы. Вспышки происходят в местах взаимодействия солнечных пятен противоположной магнитной полярности. Во время вспышки на Солнце выделяются фотоны — через 8,5 минут после ее начала они достигают Земли. А коронарные выбросы потоком солнечного ветра несут к Земле облака заряженных частиц — плазмы. Именно они и вызывают магнитную бурю. Чтобы оценить ее мощность, ученые используют K-индекс (от 0 до 9 — в зависимости от величины максимальной амплитуды отклонения магнитного поля Земли в течение трехчасового интервала).

На юге Западной Сибири по-настоящему сильные магнитные бури регистрируются нечасто. К примеру, вспышка на Солнце, которая была зафиксирована 15 мая 2019 года, практически не отразилась на магнитном поле — среднесуточный К-индекс не превышал 1,5, что соответствует очень слабому колебанию. В среднем, за год происходит до 30 мировых магнитных бурь.

— В разных частях земного шара магнитные бури имеют разную интенсивность, — отмечает наук Николай Семаков. — Полярные районы особенно чувствительны к влиянию солнечного ветра, а ближе к экватору магнитные бури проявляются намного слабее.

Магнитограмма, полученная в обсерватории «Новосибирск» во время магнитной бури 29 октября 2003 года

Николай Семаков вспоминает, что в новейшей истории сильнейшая магнитная буря происходила с 29 по 31 октября 2003 года. В это время в районе обсерватории «Резольют-Бей» на Канадском Арктическом архипелаге стрелка компаса отклонялась в течение суток почти на сто градусов. Для сравнения: в обсерватории «Новосибирск» в то же время стрелка компаса отклонялась всего на 2,5 градуса. На эти различия повлияло то обстоятельство, что магнитный полюс в это время находился на существенно различном удалении от упомянутых обсерваторий: примерно в 400 км от Резольют-Бей и в 3300 км от Новосибирска. На приведенной магнитограмме видно, что в конце дня 29 октября наблюдалось изменение магнитного поля почти в 20 раз — K-индекс достигал 9.

Магнитное поле от Новосибирска до Ташкента

Помимо стационарного отслеживания текущей ситуации с магнитным полем Земли и вопросов, связанных с выявлением особенностей движения северного магнитного полюса, магнитологи ИНГГ СО РАН планируют вернуться к одному из научных проектов советского времени. В начале 1970-х годов новосибирские геофизики вместе с московскими коллегами из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР (ИЗМИРАН) проложили специальный профиль от Новосибирска до Ташкента. Он представляет собой сеть пунктов для измерения так называемого векового хода — изменений в величинах элементов земного магнетизма, наблюдаемых очень долгое время.
Пункт векового хода выглядит следующим образом: в спокойном месте вдали от жилья, линий электропередач или железной дороги выбирается место, где будут производится измерения. В эту точку вкапывается немагнитный столб, вокруг делается окопка — и пункт готов. Замеры магнитного поля делают на определенной высоте, место закрепляется с точностью до нескольких сантиметров.

По словам Николая Николаевича Семакова, подобные пункты были размещены каждые 60 км на всей протяженности маршрута от Новосибирска до Ташкента (2500 км). В первые годы специалисты, изучающие магнитное поле, регулярно проезжали по профилю и измеряли все компоненты геомагнитного поля. Две бригады ученых производили синхронные абсолютные наблюдения на двух пунктах, затем переезжали к следующей паре и так до самого конца пути.

— Было бы важно вновь пройти по этому маршруту и сделать измерения в тех же точках, что и почти 50 лет назад, — говорит Николай Семаков. — Это позволит наглядно оценить, как изменилось магнитное поле Земли на этом профиле за полвека, и выявить точки с магнитными аномалиями. Например, они могут возникать из-за движения плюмов, подготовки землетрясений или перестройки токовых систем в недрах планеты, а также в местах создания искусственных водоемов.

Сейчас специалисты ИНГГ СО РАН вместе с коллегами из ИЗМИРАН изучают старые архивы, чтобы восстановить точный маршрут и расположение всех пунктов.

Павел Красин, пресс-служба ИНГГ СО РАН