Сегодня - 23.09.2019

Ученые обнаружили у новосибирцев новый для России вид клещевого риккетсиоза

04 августа 2017

Источник: сайт НГУ

Фото из открытых источников

Сотрудники лаборатории молекулярной микробиологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, которая входит в САЕ «Синтетическая биология» НГУ, проанализировали образцы крови и ликвора пациентов, госпитализированных в инфекционную больницу города Новосибирска после присасывания клещей. У пациентов с нетипичными симптомами обнаружили ДНК риккетсий, относящихся к виду Rickettsia raoultii. Результаты исследования опубликованы в научной статье.

При укусе клещи могут передавать человеку возбудителей ряда заболеваний, в том числе и риккетсий — патогены клещевых риккетсиозов. До недавнего времени на территории Западной Сибири единственным распространенным клещевым риккетсиозом считался сибирский клещевой тиф, этиологическим агентом которого является Rickettsia sibirica. Однако в 2016 году новосибирские ученые провели исследование пациентов, попавших в инфекционную больницу после укусов клещей. У семи заболевших был выявлен возбудитель клещевого сыпного тифа, а у трех других — обнаружена ДНК риккетсий вида Rickettsia raoultii. Такой вид широко распространен в клещах с азиатской части России, однако в образцах пациентов на территории России он был выявлен впервые. До недавнего времени этот вид считался непатогенным.

— К сожалению, в большинстве случаев клещевых риккетсиозов не проводится определение вида риккетсий, вызвавших заболевание, — рассказывает инженер лаборатории молекулярной микробиологии Яна Иголкина. — Определить вид патогена можно при использовании ПЦР с последующим секвенированием, а в больницах диагноз чаще всего ставится на основе клинических проявлений — ввиду характерной симптоматики. Вполне возможно, что данный клещевой риккетсиоз и раньше существовал на территории области, просто из-за нетипичного проявления его не выявляли. Более того, есть вероятность, что распространение данного клещевого риккетсиоза не ограничивается Новосибирской областью: так, в этом году мы выявили R. raoultii у пациента, которого клещ укусил на Алтае.

Клещевые риккетсиозы представляют собой острые инфекционные заболевания, заражение которыми происходит трансмиссивным путем — через укусы клещей, содержащих в себе возбудителя болезни. Возбудителем считаются внутриклеточные паразиты риккетсии (Rickettsia), занимающие промежуточное положение между бактериями и вирусами, относящиеся к биологической группе КПЛ (клещевой пятнистой лихорадки). Риккетсии длительное время могут находиться и передаваться по наследству в основных распространителях инфекции — клещах. Носителями могут также являться сельскохозяйственные и дикие копытные животные, мелкие грызуны.

Исследовательница также отметила, что вызванный Rickettsia raoultii риккетсиоз протекал мягче, чем сибирский клещевой тиф: у пациентов наблюдалось лишь небольшое повышение температуры (до 37,7°С), у одного заболевшего отмечался кратковременный менингеальный синдром. Поскольку таких типичных симптомов как сыпь и первичный аффект не наблюдалось, диагноз клещевой риккетсиоз им поставлен не был. Все пациенты получили курс антибиотиков и выздоровели.

Поскольку риккетсиозы, вызванные Rickettsia raoultii, могут протекать без выраженных симптомов, число случаев заболеваний может быть значительно больше. В связи с этим при наличии у пациентов нетипичной симптоматики после укусов клещами, по мнению ученых, следует проверять их на наличие риккетсиозной инфекции. Сейчас ученые пытаются подтвердить, что Rickettsia raoultii является возбудителем клещевого риккетсиоза у людей в Новосибирской области, а также изучить клинические проявления заболевания и его распространение на территории Сибири.