Сегодня - 17.11.2019

Ученые предлагают избавлять пихты от короедов КВЧ-излучением

09 марта 2016

Источник: РИА Томск

Фото: Юлия Позднякова

Томские ученые предложили воздействовать на хвойные деревья КВЧ-излучением, чтобы избавить их от одного из самых агрессивных видов короеда – уссурийского полиграфа; метод безопасен для деревьев и людей, сообщила в среду пресс-служба Томского госуниверситета (ТГУ).

Подчеркивается, что повреждения, которые наносит уссурийский полиграф деревьям, являются причиной одной из самых серьезных экологических проблем Сибири – массового усыхания пихты. За последние семь лет этот вид широко распространился, в том числе на особо охраняемых территориях – например, в заповеднике "Столбы" и Шорском национальном парке. В Томской области он обнаружен в Ларинском заказнике.

"Он (короед) проникает под кору и питается живой тканью дерева, прокладывая в ней многочисленные ходы. Жуки размножаются в геометрической прогрессии. <…> Ученые БИ ТГУ нашли возможность контроля численности популяций этого вредителя с помощью низкоинтенсивного электромагнитного излучения", – говорится в сообщении.

Отмечается, что ученые предложили использовать фоновое резонансное КВЧ-излучение. Летом 2015 года они провели эксперимент совместно с учеными Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН и инженерами томского инновационного предприятия ООО "Спинор", разработавшего прибор для реализации предложенной идеи.

Поясняется, что прибор фиксирует частотные характеристики голодных агрессивных молодых особей полиграфа, а потом настраивается так, чтобы излучать радиоволны, совпадающие с частотами резонансных структур короеда – это создает дискомфорт для жуков. Через три месяца воздействия КВЧ-излучением популяция короедов в опытных образцах снизилась вдвое, а самки почти не откладывали яйца.

По данным вуза, решить проблему с помощью химических или биологических препаратов не представляется возможным. Томский метод оказался не только эффективным, но и безопасным для самих деревьев и для человека. Предполагается, что продолжение проекта будет зависеть от инженеров – им предстоит найти способ внедрить томскую технологию.