Сегодня - 23.09.2019

Учёные предложили новые химические соединения для экспериментов по терапии рака

17 ноября 2016

Источник, фото: Институт ядерной физики СО РАН

Исследованиями в области бор-нейтронозахватной терапии рака (БНЗТ) занимаются в ряде стран уже не первый год. В России пока не проводятся клинические испытания, а самым успешным пациентом является спаниель, которому вылечили рак губы на ядерном реакторе. Но на днях новосибирские и московские химики предложили сразу два соединения, доставляющих бор в раковую опухоль.

Собака после терапии, проведенной на ядерном реакторе в МИФИ 15 лет назад.Одной из ключевых проблем при внедрении БНЗТ в отечественную клиническую онкологию является отсутствие в Российской Федерации препаратов для доставки бора в больные клетки. Такие химические соединения должны отвечать нескольким требованиям. Во-первых, важно, чтобы бор накапливался селективно: то есть в раковых клетках его должно быть больше, чем в здоровых, и чем значительнее разница, тем лучше. Во-вторых, препарат должен обеспечивать высокую концентрацию бора. Третий параметр — низкая токсичность. Кроме того, желательно, чтобы он был растворим в воде.

— Эксперименты по оптимизации накопления бора в раковых клетках ведутся в Институте биоорганической химии (ИБХ) РАН более пяти лет, — пояснил доктор биологических наук, заведующий лабораторией ИБХ РАН Алексей Валерьевич Феофанов. — Нам нужно было найти способ внутриклеточной доставки более 1 миллиарда атомов бора на клетку. Подобная концентрация требуется для эффективной бор-нейтронозахватной терапии. Решение было найдено путем разработки конъюгатов (искусственно синтезированных гибридных молекул) хлорина е6 с наночастицами бора. Таким образом мы сумели в сотни раз повысить способность этих соединений проникать в цитоплазму раковых клеток.
Препарат уже испытан на клетках одного из видов опухолей — карциномы лёгкого человека. Параллельно ведутся эксперименты на животных. Следующий, решающий, шаг — облучение клеточных культур и клеток живых организмов на источнике эпитепловых нейтронов, в результате чего раковые клетки должны погибнуть. Перспективность нового химического соединения, по оценкам учёных, очень высока, так как по основным параметрам — селективности и концентрации бора — оно оказалось одним из лучших.

В то время как московские исследователи работают над совершенствованием препарата, в Новосибирском институте органической химии (НИОХ) им. Н.Н.Ворожцова СО РАН в ближайшее время будет запущен процесс производства второго химического соединения по доставке бора:

— Мы планируем производить отечественный бор10-фенилаланин, — рассказывает директор НИОХ РАН, доктор физико-математических наук Елена Григорьевна Багрянская. — Этот препарат проявил себя как наиболее эффективный и наименее токсичный в БНЗТ среди пациентов Японии и других стран. Однако он очень дорогой и пока производится только в Японии и Чехии.

Ведущий научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН, доктор физико-математических наук Сергей Юрьевич Таскаев отметил, что БНЗТ успешно доказала свою эффективность на ядерных реакторах в других странах — там терапию прошли около 1500 пациентов. В России же пока испытания проводились на спаниеле, которому в ходе терапии вылечили рак губы на ядерном реакторе 15 лет назад.

В будущем специалисты НИОХ СО РАН планируют тесное сотрудничество и со своими коллегами из Института элементоорганических соединений РАН в области производства новых соединений. Одновременно прорабатывается предложение по созданию клиники БНЗТ на базе НГУ.