Сегодня - 27.06.2019

Ученые ТГУ отправятся в «горячие» точки на поиски новых бактерий

17 мая 2018

Фото: pixabay.com

Текст: сайт ТГУ

Ученые Томского государственного университета займутся поиском новых микроорганизмов в удаленных труднодоступных экосистемах Сибири. Наряду с этим микробиологи изучат характеристики двух бактерий, обнаруженных в 2017 году глубоко под землей. Полученные данные могут послужить основой для разработки новых биотехнологий: например, при использовании генов микроорганизмов в генной инженерии.

В растительном и животном мире большинство видов уже открыто, а неизвестными остаются только те, что находятся в малодоступных местах. С микроорганизмами ситуация абсолютно иная: бактерий, которых ученым удалось выделить из природной среды, очень немного — около пяти процентов. Об остальных исследователи узнают благодаря новым технологиям. Ученые отбирают пробы воздуха, почвы, воды, в том числе в труднодоступных местах, к примеру, в океане на большой глубине, выделяют из них ДНК микроорганизмов и складывают полный геном, подобно тому, как это происходит при игре в тетрис.

— В микробиологии сложилась парадоксальная ситуация, — рассказывает заведующая кафедрой физиологии растений и биотехнологии Биологического Института ТГУ Ольга Карначук. — Мы знаем о существовании новых бактерий, о том, какими характеристиками они обладают, например, что эти микроорганизмы могут осаждать тяжелые металлы или разлагать хитин, но при этом не представляем, как они выглядят. Однако если вы хотите работать с этими бактериями, необходимо держать их в руках, поскольку далеко не все свойства можно предсказать. В рамках проекта, поддержанного фондом РНФ, микробиологи ТГУ займутся поиском новых бактерий в труднодоступных экосистемах Сибири и Азии. Ученые будут работать на границе Забайкалья и Китая, на Алтае, в Кузбассе, на севере Томской области и отбирать пробы и из глубинных артезианских скважин.

Ранее считалось, что подземная биосфера, где температура достигает +60–70°С, не может удивить большим количеством живых организмов. Но результаты исследований показали, что даже в таких «горячих» точках в условиях полной темноты присутствует большое количество живых организмов, в том числе бактерии, которые за способность существовать в экстремальных условиях были причислены к экстремофилам.

Именно в воде глубоких артезианских скважин микробиологам ТГУ недавно удалось обнаружить несколько новых микроорганизмов. Среди них две бактерии, которых исследователи назвали Ozemobacteria и Sumerlabacteria в честь мифологических славянских божеств Озема и Сумерлы, живущих под землей и охраняющих золотые, серебряные и медные руды. Эти бактерии сейчас известны только по их геномам. В рамках проекта РНФ микробиологи будут изучать их свойства и постараются научиться культивировать эти микроорганизмы в условиях лаборатории.