Сегодня - 18.09.2019

Завершилась экспедиция по изучению древнейших наземных растений на Кунашире

20 сентября 2018

Фото: Ольга Писаренко, с сайта заповедника «Курильский»

Бриологи из Владивостока и Новосибирска работали в труднодоступных районах острова Кунашир с 22 августа по 12 сентября с целью инвентаризации видового состава мхов и печёночников.

Специалисты по изучению мхов и печёночников под руководством заведующего лабораторией криптогамной биоты Ботанического сада-института Дальневосточного отделения РАН (г.Владивосток) доктора биологических наук Вадима Бакалина  вместе с аспирантом Ксенией Климовой и доктором биологических наук Ольгой Писаренко из лаборатории популяционной экологии растений Центрального сибирского ботанического сада СО РАН (г. Новосибирск) более двух недель работали в северном кластере заповедника у подножия вулкана Руруй, в районе водопада Птичий, реки Птичьей, мыса Нелюдимый, Нескученских горячих источников и урочища Рудное.

Криптогамная биота — это самые миниатюрные представители среди растений и растениеподобных организмов, включающие мхи, печеночники, лишайники, грибы и наземные водоросли. Криптогамные организмы произрастают практически на любых субстратах, в том числе техногенного происхождения.

Вадим Бакалин комментирует: «Криптогамная биота южных Курильских островов до последнего десятилетия была изучена очень слабо. Имеющиеся в литературе данные свидетельствовали о произрастании на островах порядка 30—40 видов — явно заниженное число, учитывая, что по сосудистым растениям флора Кунашира в 1,5 раза богаче, чем флора Камчатки. После нашего визита на Кунашир в 2006 г., а также исследований Итурупа и Шикотана в 2005 и 2007 гг., была подготовлена первая более или менее полная сводка по мохообразным южных Курильских островов, включающая 230 видов печёночников и 400 видов мхов. Это число больше, чем количество видов, известных для большинства других регионов Российской Федерации, не говоря уже о небольших территориях, сопоставимых по площади с Южными Курилами».

Самая интересная находка из мхов - Hookeria acutifolia (Гукерия остролистная) в долине р. Птичья - местонахождение самое северное в восточном полушарии; ближайшие находки этого вида - в Японии. В России вид ранее не был известен

Целями экспедиции, кроме инвентаризации видового состава, было проведение фитогеографических исследований бриофлоры южных Курильских остров и изучение видов-двойников. Виды-двойники — это близкие виды, неразличимые по внешним (морфологическим) признакам, но обладающие признаками хороших биологических видов (различия в геноме, вероятной неспособностью к скрещиванию вследствие различий коммуникативных систем, несовместимости  гамет, стерильности гибридов и т.д.). Чаще виды-двойники встречаются среди животных, но, тем не менее, такие виды есть и у растений, особенно у тех, которые произрастают в изолированных популяциях, но  в сходных условиях.

При изучении видов-двойников используются методы молекулярно-генетических анализов, которые активно применяются в России с 2005 года. Небольшие, но стойкие различия между видами могут быть заключены во внутриклеточных образованиях, изучение которых позволит понять, действительно ли генетически различные популяции являются видами-двойниками или это все-таки виды, обособленные морфологически, пусть и слабо. Для таких исследований необходимы живые растения.

Все мохообразные — маленькие растения, способные отыскивать и заселять микрониши, т.е. использовать нанорельеф местности.  Климатические условия в этих крошечных участках могут значительно отличаются от окружающего мира. Мхи и печёночники могут жить в микронишах десятки, сотни тысяч лет, поэтому среди этих растений выше доля реликтов, которые являются основой флор прошлых эпох. Примечателен следующий пример: среди высших сосудистых растений примерно 1 % видов во флоре российского Дальнего Востока имеют преимущественно субтропический ареал, в то время как среди мохообразных их около 9 %. Таким образом, мохообразные потенциально представляют собой лучший ключ к познанию биоты прежних эпох, чем сосудистые растения.

Кроме того, мохообразные необходимо изучать в связи с  парниковым эффектом атмосферы нашей планеты.  Кладезь связанного углерода — залежи торфа. Мхи аккумулируют углекислоту в этих отложениях. Если торфяные залежи будут деградировать, то будет происходить огромный выброс  CO2. Этого допустить нельзя, нужно знать и соблюдать условия, при которых торфяники будут нормально функционировать.

Велика роль мохообразных и лишайников в природе в удержании субстрата. Казалось бы, слой, в котором живут эти организмы, невелик, всего 2-3 мм, но если он разрушается, начинается сильнейшая эрозия почв.

В целом, чем больше разнообразие видов, тем устойчивее экосистема, поэтому, и велика важность разнообразия живых организмов, в том числе и мохообразных.

«В природе есть некие центры биологического разнообразия. В своих работах совместно с Ольгой Писаренко мы определили, что на Дальнем Востоке имеются 4 центра биоразнообразия печёночников, где встречается 70 % их видового состава, и 5 центров биоразнообразия для мхов. С охраняемыми природными территориями совпадает лишь один их этих центров — это заповедник «Курильский», и поэтому он, с точки зрения сохранения таксономического разнообразия мохообразных, играет совершенно особую, чрезвычайно важную роль!», — говорит Вадим Бакалин.

Во время экспедиции найдено несколько видов мохообразных, не указывавшихся ранее для России. Один из них — Hookeria acutifolia; его местонахождение на р. Птичья является самым северным в восточном полушарии. В целом,  для достоверного и подробного рассказа об обнаруженных видах требуется определение собранных коллекций в лабораториях под бинокуляром и микроскопом.