Сегодня - 13.12.2019

Дела семейные

25 января 2016

Сибирские учёные проанализировали, как взаимосвязаны уровень агрессии и тип семейно-групповых отношений у грызунов, и выяснили, что самыми нетерпимыми являются «одиночки» с преимущественно промискуитетными отношениями, а виды, выбирающие моногамию и полигинию, более толерантны друг к другу.

«Системы семейных отношений у грызунов очень разнообразны, — рассказывает ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Михаил Анатольевич Потапов. —  Они во многом предопределяются основными видовыми системами спаривания, которые делятся на промискуитет (неупорядоченные связи), моногамию и полигамию, которая разветвляется на полигинию (многожёнство) и полиандрию».

Последняя у грызунов встречается реже остальных. Она в наиболее явной форме выражена у эусоциального (самого социального) вида — североафриканского голого землекопа. В колониях этого зверька «царствует» единственная размножающаяся самка-королева, у неё есть несколько партнёров – «любовников-фаворитов», периодически вступающих с нею в связь. Остальные особи — просто рабочие, они в делах создании потомства участия не принимают.

Следующий по своей редкости тип семейных взаимоотношений у грызунов, как, кстати, и у всех млекопитающих — моногамия (она характерна для не более 10% видов). Такой дефицит верности самцов своим партнёршам определяется тем, что увеличить свой вклад в следующее поколение они могут, вступая в связь с наибольшим числом самок. Это оправдано исключённостью мужских особей из непосредственного вскармливания новорождённых (хотя у некоторых всё-таки получается, например, у самцов хомячка Кэмпбелла, которые могут питать детёнышей с помощью секретов специфических желёз).

Полигинная система, несмотря на свою кажущуюся привлекательность, для мужского пола весьма энергоёмка из-за конкуренции за репродуктивный ресурс, ведь только малая доля кавалеров достигает успеха — идёт постоянный жесткий отбор претендентов. Тем не менее, главный тип брачных взаимоотношений у млекопитающих — именно она. Например, такая система характерна для узкочерепной полёвки, где один взрослый самец, несколько покрываемых им половозрелых самок и их приплод сосуществуют в одной группе. Зверьки образуют целые «коммунальные» гнёзда, где одновременно присутствуют детёныши до трёх разновозрастных выводков.

«Промискуитет является «идеальной формой» брачных отношений у животных — отсутствием таковых», — Э. Пианка.

При определении видоспецифических типов семейных отношений учёные ИСиЭЖ СО РАН приняли за основу классификацию пространственно-этологической структуры популяций грызунов, предложенную В.С. Громовым. Она учитывает как размещение особей того или иного вида на занимаемой ими территории, так и характер их поведенческих взаимоотношений.
Выделяется четыре типа таких структур. В первом самцы и самки проживают отдельно, каждая особь — на своём участке. Встречаются они только для продолжения рода, соответственно, здесь преобладает промискуитет.

Во втором женские особи также территориально разобщены, а вот мужские уже формируют иерархию, самые успешные из них контролируют участки обитания нескольких самок. Для такой системы наиболее характерна полигиния.

При третьем типе пространственно-этологической структуры формируется обычная нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, либо только из супругов, преобладает моногамия. С другими «ячейками общества» такие группы слабо консолидированы.

В четвёртом — семьи уже большие и структурированные. Один взрослый самец сожительствует с несколькими репродуктивными самками, а их потомки задерживаются в группе. Здесь царствуют полигиния, иногда моногамия.

«Надо отметить, что системы семейно-групповых отношений не образовывались в процессе «прямой» биологической эволюции. Они формировались у тех или иных организмов независимо в разных группах по собственным законам социальной организации», — комментирует Михаил Потапов. Также учёный отмечает некоторую «избыточность» научной терминологии. «Конкретных реализаций семейных отношений у млекопитающих, которые можно определить как полигинию, и характеризующих их наименований — прайд, стадо, стая, гарем — существует множество. Терминология, видимо, возникла в результате трудов исследователей, занимающихся разнообразными группами животных», — говорит он.

Исследования учёных ИСиЭЖ СО РАН было проведено на 10-ти широко распространённых на юге Западной и Восточной Сибири видах мышевидных (мелких) грызунов. Среди них: восточноазиатская полевая мышь (тяготеет к промискуитету, рекордсмен по агрессивности среди полевых мышей), мохноногие хомячки — джунгарский и Кэмпбелла (также промискуитет). У самцов водяной и «лесных» полёвок (красной, рыжей и красно-серой) формируются иерархические отношения, соответственно, здесь распространена полигиния. Альтернативную систему верности одному партнёру представляет степная пеструшка. Исходно также моногамны, но с тенденцией формирования сложных семей (колоний), в которых может возобладать вновь полигиния, полёвка-экономка и узкочерепная.

Эксперимент проходил по единой схеме. Двух половозрелых самцов одного вида на 10 минут ссаживали на освещённую арену, а затем регистрировали, с какой частотой у каждого из них проявляются те или иные поведенческие элементы. К миролюбивым настроениям учёные относили ознакомительные и дружелюбные контакты (взаимные обнюхивания, телесные взаимодействия, при которых зверьки трутся боками, перелазят друг через друга и тому подобное). К агрессивным — преследования и атаки с укусами партнёра, «боксирование» в высокой стойке, драки и так далее.

Затем исследователи произвели многомерный анализ, позволивший выявить комплексы взаимосвязанных элементов поведения, и интерпретировали полученные результаты. Если основной вклад вносили показатели более-менее дружеского отношения, факторы поведения испытуемых признавались «миролюбивыми», если неприятельского — агрессивными.

Результаты показали, что наиболее нетерпимы друг к другу одиночные территориальные виды с преимущественно промискуитетными отношениями. «Это не значит, что агрессивные самцы «выбрали» промискуитет, наоборот последний предполагает конкуренцию за самку и враждебное отношение друг к другу. Это исходный тип межполовой организации», — говорит Михаил Потапов.

С повышением степени социальности намечаются два пути эволюции семейных отношений, сопровождающиеся относительным снижением нетерпимости. Первый — это развитие полигинии, при которой миролюбие представителей мужского пола уменьшается, но падает и их агрессивность — в иерархической системе взаимоотношений она всё чаще заменяется демонстрациями. Вместо того чтобы кусаться, вступать в драку и совершать подобные энергозатратные действия, самец просто бравирует перед соперником своим «статусом». У грызунов это проявляется во взъерошивании шерсти, биении хвостом, боковых угрожающих «боевых» стойках, частом стучании зубами, похожих на половой акт садках на партнёра и других подобных выходках.

При втором пути эволюции брачных отношений образуются моногамные пары, а в дальнейшем — и колонии, представляющие собой сложные семьи. При этом растёт выраженность миролюбивого поведения, а агрессия снижается за счёт роста толерантности к соплеменникам.

«Таким образом, одиночные промискуитетные виды наиболее агрессивны, а более социальные моногамные и полигинные в общем случае снижают нетерпимость к соперникам, но разными путями»,  — заключает исследователь.

По словам Михаила Потапова, экстраполировать полученные результаты на людей довольно сложно. «Человек — самый полиморфный во всех отношениях вид. Он характеризуется, в том числе, и тем, что обладает практически всеми системами семейных отношений, которые при этом не являются «видоспецифическими», — говорит Михаил Потапов. Также не стоит забывать, что мы — существа разумные и наделены большим багажом цивилизации. Для нас в большей степени, чем для животных, важны традиции, то есть сигнальная наследственность — культурная передача множественного набора поведенческих навыков.

Михаил Потапов выражает благодарность В.И. Евсикову за руководство исследованиями и своим постоянным соавторам: О.Ф. Потаповой, Г.Г. Назаровой, В.Ю. Музыка, П.А. и И.В. Задубровским.

Фото Василия Коваля