Сегодня - 10.12.2018

Лечение ожирения у женщин и мужчин будет отличаться

05 декабря 2018

Сибирские ученые полагают, что терапия избыточного веса должна быть разной для пациентов мужского и женского пола: биологи впервые изучили механизмы действия потенциального средства от ожирения не только на самцах лабораторных мышей, но и на самках, и показали, что они имеют существенные различия. Тезисы доклада, посвященного исследованию, опубликованы в Journal of Obesity & Weight Loss Therapy

Наталья Балыбина в виварии ФИЦ ИЦиГ СО РАН

В ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» исследовали фактор роста фибробластов FGF21: считается, что он может послужить основой препаратов для лечения ожирения. FGF21 поступает в кровь из печени, а также вырабатывается в бурой жировой ткани. Этот гормон повышает активность бурого жира, который начинает усиленно выделять тепло, и организм расходует энергию. Лишний вес, как известно, возникает в результате дисбаланса между поступлением (с пищей) и тратой энергии, поэтому для похудения очень важно повышать ее расход. Кроме того, FGF21 стимулирует превращение белого жира в бурый, который тоже включается в термогенез, то есть производство тепла. Эксперименты показали, что активация FGF21 также повышает чувствительность к инсулину и нормализует количество глюкозы в крови, то есть снижает риск развития диабета второго типа. Эффект имеющегося в организме фактора роста фибробластов можно усилить за счет дополнительного введения внешнего FGF21.

У млекопитающих, в том числе у человека, кроме белой жировой ткани, имеется бурая жировая ткань, или бурый жир. Особенно много бурого жира у животных, которые впадают в спячку, и у младенцев (он помогает поддерживать температуру тела), но некоторое его количество присутствует у взрослого человека.

«Раньше эксперименты проводились в основном на самцах: у них проявление различных физиологических функций более стабильно, у самок же периодически резко меняется количество половых гормонов, что влияет на многие функции организма, и чтобы выявить какие-то закономерности, в эксперименте должно участвовать гораздо больше животных. Однако углеводно-жировой обмен у особей разного пола регулируется по-своему, это видно невооруженным глазом. Жировая ткань выполняет важные функции именно в женском организме: без достаточной секреции в ней гормона лептина не происходит овуляция, а накопление жира является естественным состоянием самок во время беременности», — говорит руководитель исследования, главный научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН доктор биологических наук Надежда Михайловна Бажан.

Исследователи решили выяснить, связаны ли половые различия в развитии ожирения с гормоном FGF21. Для этого мышей мужского и женского пола посадили на избыточно калорийный рацион. «Мы сформировали четыре экспериментальные группы: контрольные группы самцов и самок, которые питались стандартным лабораторным кормом, а также группы самцов и самок с ожирением, вызванным диетой, им дополнительно давали сдобное печенье, сало и семена подсолнечника. Диета длилась десять недель. Ожиревшими считались животные, которые весили 35 и более граммов (в норме черная мышь весит до 25 граммов)», — рассказывает магистрантка Новосибирского государственного университета Наталья Юрьевна Балыбина.

Ученым уже было известно из литературы, что диета с повышенным содержанием жира и «диета кафетерия» (высококалорийная сладкая и соленая пища) имеют неодинаковые последствия для мужчин и женщин. Исследования, в которых участвовали как люди, так и грызуны, показали, что в результате такого меню у представителей женского пола белый жир накапливается в существенно больших количествах, чем у мужского. Аналогичные результаты получили в ФИЦ ИЦиГ СО РАН: во время эксперимента вес тела повысился как у женских, так и у мужских особей, однако индекс белого жира стал больше в три раза только у самок и остался прежним у самцов.

В эксперименте участвуют мыши линии C57 Black

Затем ученые оценивали уровень мРНК генов Pparγ and Ucp1. Эти гены являются маркерами превращения белого жира в бурый — процесса, который стимулирует FGF21. Оказалось, что при ожирении у самок в белом жире снижается уровень мРНК этих генов и не изменяется уровень FGF21 в крови относительно контрольной группы. У ожиревших самцов, напротив, в белом жире не обнаружили разницы по динамике экспрессии этих генов по сравнению с контролем. «Соответственно, можно предполагать, что одной из причин повышенного отложения жира у самок является сниженный уровень FGF21 в крови и сниженная активация термогенеза в буром жире», — говорит Надежда Бажан. У самцов же при ожирении повышается уровень FGF21 в крови и значительно сильнее выражена экспрессия его генов в печени и в крови. Это позволяет ученым сделать вывод, что дозы FGF21, необходимые для лечения ожирения у разных полов, тоже должны отличаться.

Кроме того, сотрудники ФИЦ ИЦиГ СО РАН высказали предположение, что процессы повышенного накопления белого жира у самок мышей могут быть связаны с тем, что при наборе веса у них не снижается чувствительность к инсулину (у самцов вызванные ожирением гормональные перестройки приводят к снижению чувствительности к этому гормону и чаще влекут за собой осложнения: диабет и неалкогольное жировое перерождение печени). Дело в том, что жировая ткань неоднородна, она состоит из мелких и крупных жировых клеток, или адипоцитов, причем у самок в норме больше именно мелких адипоцитов. «Оказалось, что мелкие адипоциты, в отличие от крупных, чувствительны к инсулину. Он стимулирует рост мелких адипоцитов, накопление ими жира и превращение в крупные адипоциты. Так как самки более чувствительны к инсулину и до ожирения, и на его фоне, мы предполагаем, что эта их особенность может способствовать перерождению мелких адипоцитов в крупные и разрастанию жировой ткани. Однако это только гипотеза», — объясняет Надежда Бажан.

Проект выполняется при поддержке гранта РНФ № 17-15-01036.

Александра Федосеева