Сегодня - 06.07.2020

Наглядное пособие

25 января 2013

Карта экосистем основных нефтегазодобывающих северных регионов Западной СибириВ моем школьном детстве учитель географии называла карты весьма уважительно: наглядные пособия. Действительно, трудно, наверное, найти что-то очевиднее. Если смотреть по вертикали, то они прошли путь от схематичных изображений местности до спутниковых вариантов, на которых видно все, включая припаркованные во дворах машины. Однако этим назначения карт не исчерпываются: для того, чтобы как можно отчетливее показать какие-либо особенности местности, есть и специализированные, составленные геологами, биологами, социологами, экономистами, ботаниками.

Заведующий лабораторией экологии и геоботаники Центрального сибирского ботанического сада СО РАН доктор биологических наук Михаил Юрьевич Телятников рассказывает о новой разработке: карте экосистем основных нефтегазодобывающих и промышленно освоенных северных регионов России. «В первую очередь речь идет о Западной Сибири: это наиболее используемая человеком территория, кроме того, она находится ближе всего к нам», - поясняет ученый.

Если взглянуть на результат трехлетней работы лаборатории, можно увидеть, собственно, экосистемы – однородные контуры, окрашенные в разные цвета, выделенные по содержанию сообществ. «Легенда» расшифровывает, какие растения или их группы существуют в том или ином месте. «Основные разделы представлены сообществами зон и подзон. Далее идут подразделы, объединяющие экосистемы, приуроченные либо к песчаным и супесчаным почвам, либо к глинистым и суглинистым. Затем – учитываем структурные особенности ландшафта, вычленяем группы растений долин рек и водоразделов. Последние в свою очередь бывают дренированные, заболоченные, или заболоченные с озерными котловинами», - описывает карту Михаил Телятников.  Таким образом, получается: используя ее, можно получить практически исчерпывающую информацию о том, что, на чем и в каком природном окружении произрастает.

Легенда карты представляет собой структурированные текстовые пояснения к изображению, а также условным знакам, которые используются при составлении карты. Другими словами, легенда толкует то, что мы видим на картинке.

Михаил ТелятниковВыполняя проект, ученые использовали современные ГИС-технологии. «Есть специальная программа для дешифрирования космических снимков: машина сама выделяет необходимые контуры. Сначала мы получили растровое изображение на основе спектральной характеристики исходника. Затем создали окончательный, векторный вариант карты», - рассказывает Михаил Телятников. По его словам, все же компьютер не может полностью понять, что от него требуется, и специалистам приходилось смотреть за процессом и делать необходимые поправки.

Не обошлось и без так называемых наземных исследований. За этим словосочетанием скрывается кропотливая работа геоботаников на местности: «в поле». «Мы добираемся в нужную точку на вертолете, ставим палатки и делаем описания растительных сообществ. То есть, пришли на место, смотрим: это тундра, допустим, лишайниковая. Причем, контур сообщества должен быть однородным, - объясняет ученый. - Мы переписываем все, что есть: мхи, лишайники, сосудистые растения. Потом смотрим, какие там почвы, сколько до мерзлоты, даем привязку по рельефу: склон это или терраса. Важен еще и микрорельеф: кочки, бугорки».

Как говорит ученый, полученное изображение можно будет начинать корректировать только лет через десять – и то минимально. Однако при антропогенной нагрузке пятна нарушенности становятся не просто видны – очевидны. Поэтому карта, по словам Михаила Телятникова, важна для проведения экологических экспертиз. В том числе, и по поводу только намечающегося строительства. «Реально будет посмотреть процент отчуждения сообществ, дать оценку и просчитать последствия, причем, вплоть до финансового расклада», - подчеркивает специалист. Кроме того, не стоит забывать и об исследователях других специальностей: например, зоологах и орнитологах (последние смогут увидеть природную обстановку в местах гнездования птиц). «Мы пытались указывать специальные растительные сообщества и местным жителям, оленеводам, - улыбается Михаил Телятников, - однако, они все равно пасут скот там, где привыкли это делать веками.

Екатерина Пустолякова