Сегодня - 06.07.2020

Открытие сибирских ученых стало «Событием года-2011»

20 апреля 2012

Анатолий Деревянко руководит институтом, экспедиция которого обнаружила останки денисовского человекаСобытием прошедшего года стало подтверждение того факта, что учеными СО РАН в Денисовой пещере, действительно, был найден еще один предок современного Homo Sapiens. Этот факт доказывает, что зарождение человечества не было прямолинейным, как считалось ранее, и, на самом деле, у современного человека много предков.

Летом 2011 года на Алтае состоялся крупный международный симпозиум «Особенности перехода к верхнему палеолиту в Евразии: культурная динамика и развитие рода Homo». Научный форум  проходил  на стационаре «Денисова пещера» Института археологи и этнографии СО РАН, где экспедиция этого института, возглавляемого его директором, академиком Анатолием Деревянко, обнаружила останки древнего человека (названного «Человеком Денисовским»). «Денисовец» оказался новым типом предка современного Homo Sapiens, знавшим огонь, одежду, изготавливавшим орудия труда и украшения. Это открытие само по себе стало событием мирового значения - список наших далёких предков пополнился ещё одним!

Ошеломляющий результат был достигнут в сотрудничестве сибирских археологов и группы палеогенетиков из Института Макса Планка (Лейпциг, Германия) под руководством доктора Сванта Паабо. Сегодня  к исследованиям подключились специалисты Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск), взявшиеся изучать Микро-РНК «денисовца», своеобразный «включатель-выключатель» действия генов. Первый  вывод, который сделали ученые, таков: «денисовцы» были более эмоционально и духовно развиты, чем их современники-неандертальцы.

Сваанте Паабо руководит группой палеогенетиков, которые исследовали ДНК денисовского человекаК открытию симпозиума вышла книга академика А.Деревянко «Верхний палеолит в Африке и Евразии и формирование человека современного анатомического облика». В ней учёный обосновал мультирегиональную гипотезу происхождения человека современного облика  и заселения им Старого света, которая подразумевает множественность волн миграции и ареалов проживания различных предков Homo sapiens, в том числе и параллельное их развитие на одних и тех же территориях.

И книга  академика Деревянко, и симпозиум на Денисовой пещере превратили открытие «человека алтайского» в нечто большее - в настоящую революцию истории формирования современного человека. Как утверждает  доктор Паабо, «дрейф генов» доказан - представители разных предковых  групп смешивались между собой. Это же подтвердили последние результаты ИЦиГ СО РАН: ближайший к нам, наиболее прямой предок современного Homo Sapiens Sapiens скрещивался с  «денисовцами» и взял от них, например, гены, отвечающие за иммунный ответ на вирусные инфекции.
Напомним, что самое важное событие года было определено на основе опроса экспертов и мониторинга СМИ. Основной критерий отбора — общественная значимость для Сибири и России.

Источник: сайт «Сибирь XXI век»
Фото: 1 - expert.ru, 2,3  - Андрей Соболевский.