Сегодня - 18.11.2019

Рыжие мыши помогут изучать депрессивные состояния, вызванные диабетом

14 мая 2019

Мыши линии Agouti yellow, моделирующие диабет 2-го типа, продемонстрировали депрессивно-подобное поведение, а также изменения в головном мозге, которые не встречаются у другой, хорошо изученной, линии лабораторных мышей с тем же заболеванием, значит, на них можно исследовать иные пути формирования и протекания недуга. Статья об этом опубликована в журнале Behavioural Brain Research

Ученые оценивали поведение Agouti yellow с помощью классического теста принудительного плавания Порсолта. В этом эксперименте мышь помещают в небольшой глубокий бак с водой. Сначала животное пытается выбраться, но через некоторое время чувствует, что сделать это нельзя и замирает, экономя силы. Периоды бездействия и активности сменяют друг друга. Считается, что длительная неподвижность животного в этом тесте свидетельствует о депрессивно-подобном поведении, так как большинство антидепрессантов увеличивают время активного сопротивления и уменьшают время, когда животное не двигается.

«В отношении мышей корректнее говорить именно о депрессивно-подобном поведении, а не о депрессии, — рассказывает один из авторов статьи научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат биологических наук Никита Валерьевич Хоцкин. — Депрессия — это сложный синдром, состоящий из ряда симптомов, большинство из которых, скорее всего, свойственны только людям. Помимо физиологических проявлений он характеризуется такими вещами, как, например, отсутствие чувства собственной важности и мысли о суициде. Механизм формирования депрессивного поведения у животных близок к механизму выученной беспомощности, когда человек не ощущает связи между усилием и результатом».

У мышей линии Agouti yellow подвижность в тесте Порсолта оказалась сниженной по сравнению с контрольной группой. Эти животные меньше сопротивляются и в другом тесте на депрессивно-подобное поведение — тесте подвешивания за хвост. Однако Agouti yellow хорошо справляются с испытаниями когнитивных способностей, в отличие от общепринятой линии мышей, моделирующих ожирение по модели диабета 2-го типа, у которых отсутствует рецептор лептина.

«Как выяснилось, у этих линий есть существенные различия и на уровне физиологии, — рассказывает ученый. — У мышей Agouti yellow уменьшен объем коры головного мозга, а у линии с отсутствием рецептора лептина есть нарушения совсем в другом отделе, в гипокампе. Получается, что к одним и тем же внешним проявлениям болезни ведут разные внутренние механизмы. Как известно, лечить нужно причину заболевания, а не симптом, поэтому очень важно изучать разные сценарии формирования депрессивно-подобного поведения. И в этом плане мы возлагаем на линию Agouti yellow большие надежды».

Кроме того, эта модель лабораторных мышей удобна для изучения. Мутация, которая приводит к ожирению Agouti yellow, также отвечает за изменение цвета их шерсти: разводят Agouti yellow, скрещивая самок черных мышей стандартной линии C57 black 6 с самцами Agouti yellow, в результате часть мышей рождается черными, а часть — мутантными, желтого цвета. «Получается, что у нас есть животные, которых легко отличить с первого взгляда, и при этом полученные в абсолютно одинаковых условиях и окружении, начиная с момента зачатия, что важно для чистоты эксперимента», — говорит Никита Хоцкин.

Александра Федосеева