Сегодня - 23.09.2019

Сибирские ученые исследуют месторождения Вьетнама

31 октября 2017

Специалисты из Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН обобщили исследования ряда вьетнамских месторождений, содержащих медь, никель и платиноиды. Выводы о том, как образовались эти полезные ископаемые, помогут не только оценить потенциал изучаемых территорий, но и найти новые перспективные объекты, содержащие полезные металлы.

Изучение геологии Вьетнама, прежде всего северо-восточной части, идет довольно давно. Так, ученые из ИГМ СО РАН исследуют медно-никелевые ультрамафит-мафитовые интрузии: геологические тела, возникшие в результате застывания магмы в глубинах земли. Они содержат сульфиды меди и никеля, а также минералы — носители элементов платиновой группы. Специалисты выявляют так называемые критерии рудоносности (признаки, указывающие на присутствие в горных породах рудных металлов), на основе которых можно оценить, имеются ли полезные компоненты в других массивах, где внешне полезные ископаемые не видны.

Геологи ИГМ СО РАН и их вьетнамские коллеги

— Мы приезжаем на интрузию, в которой предполагается оруденение, собираем образцы, привозим их в институт и анализируем, — рассказывает научный сотрудник ИГМ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Светлицкая. — Для этого образцы распиливаются на очень тонкие пластинки (шлифы), а затем изучаются под микроскопом. Другая часть образцов стирается в тонкую пудру, а после отправляется на химические анализы, чтобы определить содержание полезных рудных компонентов.

Специалисты анализируют различные геологические данные и в итоге строят так называемую модель формирования рудоносной интрузии: она и дает понять, как образовалось сульфидное оруденение в данном конкретном массиве и где еще можно найти подобное. Также ученые выделяют из образцов горных пород отдельные минералы, с помощью которых узнают возраст магматических пород. Эта информация помогает выяснить, какие глобальные события той же давности происходили вокруг и повлияли на появление пород — ведь медно-никелевые месторождения формируются лишь в определенных геологических условиях.

— Исследуемые массивы северо-восточного Вьетнама располагаются в непосредственной близости от крупной Эмейшаньской изверженной провинции Китая, — добавляет Татьяна Светлицкая. — На ее территории располагаются многочисленные медно-никелевые месторождения и, зная их возраст, можно провести сопоставление с исследуемыми нами территориями. В случае совпадения мы предположим, что вьетнамские интрузии появились из-за схожих условий: масштабного образования магматических пород и активной вулканической деятельности. Подобные процессы связаны с подъемом струи горячего, обогащенного рудными компонентами мантийного вещества (так называемого плюма) из глубины Земли.

Содержащие медь, никель и платиноиды ультрамафит-мафитовые интрузии на территории северо-восточного Вьетнама — пока что не самые масштабные месторождения: просто небольшие минерализованные массивы, в которых содержания полезных компонентов выше, чем в других «безрудных» интрузивных телах. Тем не менее одна из исследуемых интрузий уже активно разбуривается и показывает высокое содержание полезных ископаемых.

Работа специалистов из ИГМ СО РАН стала обобщающей: для ряда рудоносных интрузий впервые были приведены конкретные цифры по распределению и содержанию элементов платиновой группы, меди и никеля. Ученые также изучили массивы, открытые совсем недавно (о них еще нет информации в литературе), и привели сопоставление вьетнамских минерализованных интрузий с медно-никелевыми месторождениями Китая. В 2018 году геологи продолжат изучать другие массивы, которые не посещали ранее, по уже отработанной схеме.

Алёна Литвиненко