Сегодня - 23.08.2019

Ценное постоянство

12 августа 2013

Перефразируя классика, все счастливые в личной жизни грызуны счастливы по-своему. Джунгарские хомячки и хомячки Кэмпбелла предпочитают промискуитет, домовые мыши и некоторые полевки — водяная и красная — полигинию, а вот другие полевки — узкочерепные, а также степные пеструшки — моногамны. Это выяснили ученые из Института систематики и экологии животных СО РАН, сделав в результате исследования массу любопытных выводов.

Джунгарский хомячок«Материалы для нашей работы мы собирали в течение десятка лет, так как грызунов разных видов в ограниченных условиях нашего вивария приходилось изучать, разумеется, не одновременно, а в разные годы, но с соблюдением единой схемы, — объясняет ведущий научный сотрудник ИСиЭЖ СО РАН кандидат биологических наук Михаил Анатольевич Потапов. — Размер выборок был разным, но достаточно представительным — от десятков до сотен особей».

В исследовании участвовали представители нескольких видов мелких грызунов, обычных для фауны Южной Сибири: джунгарский хомячок, хомячок Кэмпбелла, степная пеструшка и ряд полевок: узкочерепная, красная и водяная. Особняком в этом списке «диких» животных стоит только та самая (не утратившая, кстати, своих природных биологических особенностей) лабораторная домовая мышь, которой в Академгородке недавно поставили памятник. Михаил Потапов комментирует: «Использованный нами набор видов грызунов оказался весьма удачен для целей нашего исследования, так как представляет собой практически полный спектр различных видоспецифических систем брачных отношений, существующих у млекопитающих: промискуитет (неупорядоченные половые связи), моногамия (постоянные брачные пары) и полигамия (в частности, полигиния — спаривание одного самца с несколькими самками)».

В основу работы ученых была положена оценка того, как два вида полового отбора: конкурентная борьба, обычная для мужских особей, и выбор партнера, характерный для женских — влияют на формирование систем семейных отношений. «Мы определяли агрессивность самцов (по доле частоты агрессивных актов, отнесенных ко всем социальным актам в парных тестах) и их привлекательность для готовых к размножению самок, — говорит Михаил Потапов. — Именно соотношение агрессивности и, как следствие, конурентоспособности самцов и их сексуальной привлекательности у разных видов грызунов положено в основу нашего анализа».

Численные параметры изученных зависимостей были подвергнуты дальнейшей математической обработке. Это делалось с помощью методов многомерной статистики. Полученное в итоге эволюционное древо наглядно показало, как формируются типы семейных отношений у грызунов в результате действия механизмов полового отбора.

Михаил ПотаповИтак, выяснилось, что в начальном узле всей эволюционной схемы располагается исходный тип отношений полов — промискуитет, сохранившийся впоследствии в ветви, представленной двумя видами хомячков. «Для них характерна территориальность и раздельное одиночное обитание особей двух полов, встреча которых происходит только в период готовности самки к спариванию. В это время на ее участок приходят окрестные самцы, которые конкурируют за доступ к ней», — комментирует Михаил Потапов. (Все, у кого в доме живут «джунгарики» или хомячки Кэмпбелла, могут представить тяжкую долю питомцев: предпочитая промискуитет, коротать дни в персональной клетке и либо не размножаться вовсе, либо делать это с навязанным «сверху» партнером).

Вторая ветвь реконструированного древа, в свою очередь, тоже вскоре делится, образуя два альтернативных направления в зависимости от того, какой из двух видов полового отбора превалирует. «В случае преобладания первого вида — конкуренции самцов за самок — формируется полигинный тип, — поясняет ученый. — При нем только наиболее агрессивные и конкурентоспособные самцы получают доступ сразу к нескольким самкам. При полигинии, характерной среди исследованных нами видов грызунов для водяной и красной полевки и домовой мыши, происходит формирование репродуктивных группировок, в которых относительно небольшие индивидуальные участки обитания нескольких женских особей находятся в границах участка доминирующей особи мужского пола». Ну, а что касается остальных, менее удачливых самцов, то они фактически виртуальны: обитают здесь же, но занимают низкое социальное положение и обычно исключены из размножения. Среди «мальчиков» устанавливается иерархия доминирования, при этом выражение прямой агрессии обычно, по словам биолога, снижается за счет замены ее демонстрацией своего социального положения.

К моногамии приводит преобладание второго вида полового отбора: когда самка решает, с кем ей строить более близкие отношения. Партнеры образуют или простые (в случае степной пеструшки), или сложные (в случае узкочерепной полевки) семьи. При этом агрессивность самцов снижается по более «мирной» причине: появлении толерантности к соседям. При этом растет отцовский вклад: мужские особи обеспечивают максимально возможный уход за потомством. Более того, в этом случае самки видов, предпочитающих моногамию, склонны выбирать ранее известных им самцов с низким уровнем «скандальности».

Семейство пеструшекИными словами, этот вид семейных отношений приводит к более активному участию в родительской заботе. «Мы неоднократно наблюдали, что в таких парах даже особи женского пола становятся более заботливыми по отношению к детям, — комментирует Михаил Потапов. — Отцы тоже начинают активно участвовать в уходе за потомками: греют их, строят и поправляют гнездо, а также охраняют общий семейный участок, пока матери выходят из гнезда «промяться и подкрепиться». Более того, в случае разлучения сложившихся моногамных пар степной пеструшки и узкочерепной полевки один или иногда оба из бывших партнеров гибнут от «тоски» (из-за разрушения сложившихся семейных отношений). Такая верность своей семье заслуживает уважения!»

Ученый искренне считает, что экстраполировать результаты исследований можно на другие виды млекопитающих, не исключая и человека: «Несмотря на то, что человечество организует разные репродуктивные группы: от моно- до полигамных, и даже бессистемного промискуитета, закономерность здесь общая: отцы непосредственно и очень активно заботятся о потомстве только в случае постоянных, моногамных, отношений в семье».

Подготовила Екатерина Пустолякова

Фото: 1 — Е. Пустолякова, 2,3 — предоставлено М. Потаповым

#

Михаил Потапов благодарит Вадима Евсикова, Ольгу Потапову, Инну и Павла Задубровских, без которых ничего бы не было. Ну и, конечно, – Екатерину Пустолякову – за постоянный живой интерес к нашим работам и за научно корректное их отражение в своих публикациях.