Сегодня - 25.05.2019

Биоцентр СО РАН: клевер с четырьмя лепестками

22 апреля 2019

Один из проектов «Академгородка 2.0» нацелен на создание новых технологий и продуктов для медицины, включая персонализированную. Пока окончательно не решено, каким будет здание Биоцентра и где его построят.

Проектный офис Биоцентра возглавляет заместитель директора Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН кандидат химических наук Владимир Васильевич Коваль. Он напомнил о цели, которую год назад поставили инициаторы: «Мы хотели создать структуру, которая позволила бы достаточно быстро транслировать в практику разработки в области биохимии, молекулярной и клеточной биологии. Сегодня проект центра видится листиком с четырьмя лепестками, как иногда бывает у клевера».

Владимир КовальПервым «лепестком» ученый назвал Сибирский центр структурной биологии. «Выделение, очистка и кристаллизация белков будет производиться в лабораториях Биоцентра, — подчеркнул В.В. Коваль, — а возможности СКИФа позволят точно определять структуру полученных образцов». Одна из рабочих станций этого источника синхротронного излучения предназначена для анализа кристаллов комплексов биологических молекул. Станция «Белковые макромолекулярные структуры» согласована с Научно-координационным советом проекта СКИФ, на проектирование которого уже выделены средства федерального бюджета в рамках нацпроекта «Наука».

Второе направление работы Биоцентра — кластер «Синтетическая биология» — связано с клеточными технологиями, в том числе медицинскими. «Это очень широкий круг манипуляций с клетками и геномами, — отметил Владимир Коваль. — Здесь сходятся интересы как минимум четырех академических институтов биологического профиля и ряда серьезных биотехнологических компаний». Ученый рассказал, что по этой тематике в ИХБФМ СО РАН открыты две новые молодежные лаборатории: геномного редактирования во главе с кандидатом химических наук Григорием Александровичем Степановым и синтетической биологии под руководством кандидата химических наук Георгия Юрьевича Шевелёва.

Третья часть проекта также ориентирована на медицинское, в том числе диагностическое, применение — формирование биобанков, причем с тщательно описанными единицами хранения. «Если это ткани, кровь и сыворотка больных, — привел пример В. Коваль, — то такой материал сопровождается полным анамнезом, за исключением персональных данных. Биобанкирование открывает путь к созданию больших информационных массивов и работе с big data: например, для изучения природы наследственных заболеваний». За основу берется опыт лучших биобанков Европы: в частности, австрийского. Ученый рассказал о поддержке этого направления со стороны новосибирских компаний биотехнологического направления. «Они уже сегодня заявляют себя главными приобретателями как информации, так и биоматериалов, — подчеркнул Владимир Коваль, — поскольку речь идет о диагностике и о медицине в целом: борьбе с онкологическими, вирусно-бактериальными и другими видами болезней».

Четвертым «лепестком» Биоцентра СО РАН глава его проектного офиса назвал биоинжиниринг — создание действующих прототипов технологий и препаратов с возможностью их тиражирования и внедрения в практику. «В основном речь идет о новых диагностических процедурах, приборах, комплектах, — уточнил В. Коваль. — Здесь тоже четко прослеживается интерес наших биотехнологических компаний. К сожалению, они не очень крупные и каждая действует сама по себе».

Будущими индустриальными партнерами Биоцентра в целом Владимир Коваль назвал также «трех китов»  российской фармы: «Генериум», «Р-фарм» и «Биокад», а также германский концерн Bayer. «С ними достигнуты достаточно серьезные договоренности, которые могут вылиться в соглашения и контракты по мере реализации нашего проекта, — предположил ученый, — поскольку у ИХБФМ СО РАН накоплен позитивный опыт взаимовыгодного сотрудничества с фармацевтическими компаниями».

Эскизный проект Биоцентра

Для реализации проекта Биоцентра создан координационный совет, в который входят академик Валентин Викторович Власов, члены-корреспонденты РАН Ольга Ивановна Лаврик и Дмитрий Владимирович Пышный (ИХБФМ СО РАН), доктор биологических наук Александр Владимирович Таранин из Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, председатель ассоциации «Биофарм» член-корреспондент РАН Сергей Викторович Нетёсов, руководитель компании «Медико-биологический союз» Михаил Викторович Лосев и другие представители высокотехнологичной биомедицинской индустрии. Текущей деятельностью — сбором материалов, составлением документов, заданиями на проектирование, поэтажным планированием здания и прочим — занимается проектный офис из пяти человек во главе с Владимиром Ковалем.

«Что касается строительных проектов, то у нас их два. Первый — готовый, от ГИПРОНИИ СО РАН: типовое здание научного института, почти стопроцентный аналог действующего корпуса по проспекту Лаврентьева, 8/2. «Такое в любой момент могут начать возводить строители, — рассказал В.В. Коваль. — Но есть и улучшенная эскизная версия, более интересная как с архитектурной, так и с функциональной стороны. Если получить некоторое финансирование, то оптимально будет пойти по второму пути и заказать специализированный проект».

Владимир Коваль отметил, что изначально здание Биоцентра планировалось разместить на участке вдоль проспекта Лаврентьева между ИХБФМ СО РАН и ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН». «В последнее время в министерстве науки и инновационной политики Новосибирской области наше внимание обращают на другую площадку: в районе Нижней Ельцовки, около примыкания улицы Тимакова к Кольцовскому шоссе, — рассказал руководитель проектного офиса Биоцентра. — Преимуществом здесь является близость к институтам медицинского профиля и вхождение в блок научно-инновационных новостроек. Но у участка на Лаврентьева, на наш взгляд, больше плюсов: как с точки зрения личных контактов ученых из близко расположенных биологических институтов, так и с точки зрения логистики».

Андрей Соболевский