Сегодня - 17.11.2019

Крылатые помощники судмедэксперта

24 августа 2017

Если бы Артур Конан Дойл увлекался энтомологией, мы могли бы читать истории, где Шерлок Холмс безошибочно устанавливает время смерти, выращивая на подоконнике личинок, и как всегда приводит инспектора Лейстреда в бешенство своим успехом.

Зачем полицейские приходят к энтомологам и почему опарыши и другие личинки мух играют важную роль в судебно-медицинской экспертизе, рассказала доцент кафедры зоологии и экологии Петрозаводского государственного университета кандидат биологических наук Светлана Николаевна Лябзина на XV съезде Русского энтомологического общества.

Насекомые-некрофаги, попросту пожиратели трупов, появляются на мертвых позвоночных в течение нескольких часов после смерти, а если есть свежая кровь, то в течение первых минут.

Светлана Лябзина— Кровь — мощный аттрактант (природное или синтетическое вещество, вызывающее у воспринимающих их существ движение к источнику запаха. — Прим. ред.) для насекомых. На полевых работах мы иногда не успеваем даже закрыть пробирку с кровью — мухи слетаются мгновенно, — поясняет Светлана Лябзина.

Чем это помогает криминалистам? Всё просто — по истечении нескольких часов после смерти насекомые откладывают яйца на раневые поверхности, в глаза, за ушами, и через сутки из яиц появляются личинки и начинают поглощать мягкие ткани. Далее, личинки питаются и переходят в другую стадию – куколку (пупарий), затем превращаются во взрослую особь (имаго) — так происходит цикл развития у некоторых насекомых. При выездах на место происшествия врачи-эксперты и энтомологи собирают с тела пострадавшего яйца, личинки и пупарии насекомых-некробионтов. Затем, поместив их в термостат с заданным световым и температурным режимом для выведения взрослых особей, ученые могут «отмотать пленку» назад и установить время появления насекомых на теле — а значит, и время смерти. Приводя конкретный пример успешной помощи следствию, Светлана Лябзина словно зачитывает сводку происшествий:

— Труп мужчины был найден на лестничной площадке в городе Петрозаводске (Карелия) 13 сентября 2015 года. После вскрытия судебные медики констатировали гнилостные разрушения внутренних органов, на лице находились небольшие личинки двукрылых. Насекомых мы сняли и поместили в термостат, где поддерживалась постоянная температура (22 °С) и длина дня (12 часов), до выведения имаго для определения вида. В результате установили, что все личинки относились к виду муха новоземельская (Protophormia terraenovae R-D). Развитие всех насекомых зависит от температуры окружающей среды. Например, при постоянном значении в 22 °С полный цикл мухи новоземельской происходит в течение 17 дней, а при 25 °С — 14 дней. В данном экспертном случае развитие мухи новоземельской мы разбили на три временных этапа развития: в лабораторных условиях, на трупе после обнаружения (при этом нужно было учесть, что часть времени труп мужчины находился в холодильнике морга, где личинки не развивались) и самое главное — продолжительность жизни личинок на теле до его обнаружения.

Двукрылые — отряд насекомых с полным превращением. В их цикле развития присутствуют следующие стадии: яйцо, личинка, куколка (пупарий) и взрослое насекомое, имаго. Отличительный признак отряда — наличие только одной, передней, пары крыльев. Характерные представители двукрылых — мухи, комары, мошки, слепни.

Для вычисления времени пребывания личинок на теле исследователи использовали формулу суммы эффективных температур. Активные процессы у насекомых обычно начинаются при повышении температуры окружающей среды выше 7—10 °С — это так называемый термический порог развития вида. Для деятельной жизни насекомого имеет значение только эффективная температура выше порога развития, а количество тепла, нужное для полного цикла развития животного, определяется суммой эффективных температур. У каждого вида порог развития и сумма эффективных температур своя, и во многих случаях эти значения уже установлены.

— Сумма эффективных температур для мухи мясной новоземельской равна 251 градус/дней, а нижний порог развития — 7,8 °C. Подставив все данные в формулу суммы эффективных температур, мы выяснили, что личинки находились на теле два-три дня. Известно, что муха новоземельская заселяет мертвые ткани одна из первых, сразу после наступления смерти, поэтому можно предположить, что дата заселения трупа в этом случае условно совпадает с датой гибели. Полученные данные не противоречат материалам предварительной проверки сообщения о преступлении, из которых известно, что последний раз живым этого мужчину видели 11 сентября 2015 г., то есть за два дня до обнаружения трупа, — заключила Светлана Лябзина.

При применении этой методики ученым приходится учитывать, что некоторые температурные параметры, регулирующие процесс развития насекомого, могут отличаться в разных географических областях. Например, для севера Англии нижний порог развития синей мясной мухи (Calliphora vicina) определен в 3,5 °C, для Ленинградской области — в 2 °C, а для Лондона — в 1°C. Группа Светланы Лябзиной планирует определение этого параметра и для Карелии.

Еще один «энтомологический» способ получения данных, значимых для расследования преступления, — по сукцессии видов при разложении. (Сукцессия — это последовательная закономерная смена одного биологического сообщества другим на определенном участке среды).

При разложении трупа его по очереди колонизируют разные насекомые: первыми обнаруживают труп мухи семейства Calliphoridae, затем прилетают другие представители двукрылых, за ними разнообразные жуки-некробионты. После того, как все мягкие ткани уничтожены, на финальной стадии распада костного вещества могут встречаться обитатели почвенной подстилки и большое количество пустых пупариев (оболочек куколок) двукрылых.

Опять же: зачем это всё знать судебным медикам? Безэмоциональные строки полицейской сводки дают исчерпывающий ответ.

— По факту обнаружения костных останков в окрестности г. Петрозаводска была назначена судебно-медицинская и энтомологическая экспертиза. После таяния снега обнаружили фрагменты скелета человека (позвонки, грудные ребра, зубы). При осмотре места происшествия было четко определено местоположение (ложе) трупа. На нем находились личинки двукрылых семейств Piophilidae (сырные мухи) и Fanniidae. По сукцессии видов и их последовательному заселению на трупах известно, что эти мухи колонизируют мертвое тело на более поздних стадиях разложениях и присутствуют довольно долго — пока есть скелетные останки. Снятые с ложа личинки в лабораторных условиях развивались очень хорошо даже на той органике, которую мы забрали вместе с почвой из ложа, практически все вывелись без добавления дополнительного питательного субстрата. Исходя из того, что большинство личинок не закончили свой полный цикл развития, по сукцессии видов и по значениям среднесуточной температуры июля, августа и сентября, мы предположили, что труп появился на этом месте в августе 2016 года. Судебно-медицинские эксперты в то же время дают заключение, что труп находился на этом месте от 6 до 24 месяцев. Очевидно, оценка, полученная с помощью энтомологической экспертизы, более точна. К сожалению, мы не можем пока представить полные данные, так как идет следствие и преступника еще не нашли, — поясняет доцент кафедры зоологии и экологии ПетрГУ.

Насекомыми-некробионтами занимаются, без преуменьшения, единицы ученых в России — в Москве, Санкт-Петербурге и Петрозаводске. Основоположником внедрения энтомологии в практику судебной медицины в нашей стране был Михаил Иванович Марченко — военный врач, работавший в Ленинграде в 1970—1980-х годах. За рубежом подобные исследования ведутся более широко. Например, в Европе исследуется анализ по разложению крупных трупов при разных природных условиях, обстоятельствах (термическом и химическом воздействии и прочее), а в Канаде даже проводятся эксперименты для установления скорости разложения трупов крупных позвоночных на большой глубине в морских подводных условиях.

Ловушка

В последние три года С. Лябзина вместе со своими коллегами доктором медицинских наук В.Л. Поповым, А.Н. Приходько (начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия) и кандидатом медицинских наук О.С. Лавруковой сосредоточились на выяснении того, какие насекомые колонизируют трупы в зависимости от стадии их разложения и местонахождения: в городе, в сельской местности, в квартире или вне помещения. С 2014 года исследовано 17 трупов и на них отмечено девять видов двукрылых, три наиболее часто встречающихся — это зеленая падальница (Lucilia caesar), синяя падальница (C. vicina), и мясная муха новоземельская (P. terraenovae).

— Конечно, свои исследования мы заверяем полевыми экспериментами по разложению трупов крупных животных. Изучая эколого-биологические особенности некробионтов, мы устанавливаем их сукцессию и подтверждаем давность наступления смерти. Например, на лугу, летом, на 40-й день разложения от трупа свиньи весом 82 килограмма остаются только костные останки, шерсть. А в лесу в то же время 100-килограммовый труп даже на 71-й день еще имеет видимые очертания, форму и довольно большую массу, что активно привлекает многих некробионтов. Также мы планируем исследования по погребенным трупам, сейчас разрабатываем методику. Они разлагаются в основном за счет микроорганизмов, и процесс деструкции значительно замедляется, по сравнению с тем, что происходит на открытом воздухе, но всё равно существуют отдельные виды насекомых и даже мух, способные проникать на глубину или находится в бескислородных условиях, — делится жутковатыми подробностями энтомолог.

Основные трудности, с которыми сталкиваются ученые при проведении полевых работ, — это попытки медведей разрушить железные клетки, куда заложены тела крупных животных.

— Больше всего мы страдаем от медведей. Все трупы разлагаются вдалеке от города. Для постановки эксперимента делается специальная железная клетка, в лесу она фиксируется в земле с помощью длинных (около двух метров) прутьев, а последний раз клетку мы закрыли замком, но всё равно медведь пытался ее разрушить и достать труп свиньи. Благодаря хорошей работе нашей команды получаются интересные результаты и некоторые из них публикуют ведущие отечественные журналы, например новосибирский журнал «Вестник судебной медицины» (главный редактор — доктор медицинских наук, профессор В.П. Новосёлов), — рассказывает Светлана Лябзина.

Надежда Дмитриева