Сегодня - 07.04.2020
06.04.2020

Природные календари монголов

Наука в сибири
Календарь в современном понимании — столбики цифр на бумаге или в телефоне, для традиционных же культур связь времени и явлений природы была очевидна. Например, монгольские народы еще недавно ориентировались во времени, наблюдая за звездами, растениями, животными.
31.03.2020

Границы рукотворного разума

Наука в сибири
Выиграют ли роботы Четвертую мировую войну у человечества? Почему не выехали на дороги российские беспилотные автомобили? Какую когнитивную систему можно считать человекоподобной?
25.03.2020

Сибирские ученые создали алгоритм для перевода старой орфографии в современную

Наука в сибири
Сотрудники Института вычислительных технологий СО РАН разработали систему, которая позволяет переводить дореволюционные издания в современную русскую орфографию практически без участия человека.
19.02.2020

Сибирский ученый выпустил научно-популярный путеводитель по Улан-Удэ

Наука в Сибири
Улан-Удэ по численности населения он сопоставим с Цюрихом, а когда-то этот город и вовсе был столицей целого независимого государства. Здесь отмечается Новый год по восточному календарю и действует единственный в России государственный Центр восточной медицины. Всё это — в новом путеводителе, написанном сотрудником Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.
23.01.2020

Научный Лувр: зачем ученым коллекции, и какими они бывают

Наука в сибири
Не все знают, что у ученых есть свои коллекции. Такие уникальные собрания по научной ценности могут сравниться с лучшими произведениями из Эрмитажа. В этом репортаже рассказ о трех коллекциях ученых Красноярского научного центра СО РАН: искусственных кристаллов, бактерий и спилов деревьев.
15.01.2020

Куда идешь, томмотский век?

Наука в сибири
Своим появлением животные создали биосферу современного типа. В результате миллионов лет эволюции некоторые их потомки развились до человека. И теперь уже нашими руками в планетарном масштабе осуществляется новая глобальная перестройка биосферы.
10.01.2020

В поисках петроглифов на северо-западе Монголии

Наука в сибири
Май — долгожданное время для археологов. Полевые отчеты позади, рюкзаки собраны. Город раскрашен в зеленые тона, а сердце всё чаще рвется туда — туда, где новые открытия, туда, где сбываются научные мечты — в поля.
25.12.2019

Как сибирские ученые крыс приручили

Наука в сибири
У крысы репутация неоднозначная: вредитель, переносчик заразы, вместе с тем — домашний любимец и лабораторное животное, которое помогает ученым проводить исследования. Одно из них — первый в мире эксперимент по целенаправленному одомашниванию серых крыс.
20.12.2019

Для чего древние люди изобрели керамику?

Наука в сибири
Международный коллектив ученых впервые для Дальнего Востока России установил, как древние люди около 12—16 тысяч лет назад использовали керамическую посуду.