Сегодня - 14.12.2017
13.12.2017

Сибирские ученые подтвердили подлинность бизона из пещеры Ля Грэз

Наука в сибири
Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН помогли подтвердить подлинность знаменитого палеолитического изображения самца бизона во французской пещере Ля Грэз (до этого исследователи подозревали, что некоторые его линии были подновлены).
06.12.2017

"Может, откопают через тысячи лет..."

Наука в сибири
С тех пор, как по всей Земле жили мягкотелые организмы, прошло более 500 миллионов лет. Загадочные и пока практически непознанные «черновики природы», которая отказалась от такого варианта развития жизни, — они ушли в никуда, а их отсутствия никто не заметил. Было не до этого — биосфера планеты менялась, готовился кембрийский взрыв.
30.11.2017

Синтез химиков и физиков: магнитное притяжение

Наука в сибири
Оксид железа имеет ряд фаз, и только одна из них позволяет получать магнитные наночастицы для производства, например, более продуктивных жестких дисков. Этими технологиями сибирские ученые занимаются сообща: красноярские физики и новосибирские химики не первый год сотрудничают в данном направлении.
17.11.2017

Русская орфография: от реформы к реформе

Наука в сибири
Казалось бы, зачем говорить о реформе орфографии, которая была сто лет назад? «Нужно лучше знать прошлое, чтобы понимать настоящее и думать о будущем нашего языка», — с этих слов начал повествование главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов на фестивале науки «Кстати».
10.11.2017

Автостопом по Солнечной системе

Наука в сибири
Где в Солнечной системе можно найти снег, полюбоваться розовым закатом и окунуться (хотя мы и не советуем) в метановые моря? Об окружающем Землю мире рассказал старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Арктурович Язев на фестивале науки «Кстати».
08.11.2017

Вода делает археологические артефакты более «старыми»

Наука в сибири
Некоторые археологические находки из Алтая и Евразийских степей могут оказаться менее древними, чем считалось ранее: иногда разница между «старым» и «новым» возрастом составляет более тысячи лет. Виной тому — пресноводный резервуарный эффект (ПРЭ). Однако он не только мешает датировать, но позволяет получить некоторые интересные данные.
23.10.2017

Дух из чемодана

Наука в сибири
Если у кого-то боги далеки у людей, то у ненцев всё иначе — их духи «живут» рядом с людьми — в озерах и реках, на сопках, расположенных вдоль дорог кочевий, или прямо в чумах. Они любят вкусно поесть, не прочь пригубить спиртного, а за помощь хотят получить подношение в виде металлического предмета или нового наряда.
20.10.2017

Чем убить таракана?

Наука в сибири
Шутки о том, что ядерную зиму переживут только тараканы, вполне оправданы. Во всяком случае, сейчас эти насекомые механически переносят более сорока опасных для человека заболеваний (часть из которых обусловлена резистентными к антибиотикам бактериями) и довольно устойчивы к большинству инсектицидов.
12.10.2017

Ювелирная мода Денисовой пещеры

Наука в сибири
Чем украшали себя модники палеолита? Какие материалы и формы были на пике популярности 35—50 тысяч лет назад? В слое 11 центрального зала Денисовой пещеры найдена уникальная коллекция древних «ювелирных» изделий.
11.10.2017

Петроглифы из-под воды

Наука в сибири
После строительства Красноярской ГЭС и наполнения резервуара водохранилища были затоплены десятки памятников древнейшего наскального искусства. Однако иногда вода спадает, и некоторые петроглифы снова появляются на белый свет.