Сегодня - 23.07.2019

Экспериментальное моделирование керамики

21 января 2013

Для того чтобы понять технику создания древних сосудов, необходимо сделать эксперименты по ее изготовлению. Для этого вблизи археологического памятника ищут источники глины, смешивают её с водой и специально готовят  для формовки - долго перетирают, отбивают, мнут и только потом начинают лепку. Кусок глины раскатывают в жгуты и ленты и затем формируют сосуды. «Когда я вижу, что у  народа изменился способ лепки керамики – это для меня маркер того, что произошла смена культуры», - сообщила COPAH.info кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Экспериментально-трасологической лаборатории Института истории материальной культуры РАН Галина Николаевна Поплевко.

Глину для эксперимента ученые замешивают сами.Об экспериментах по моделированию и обжигу профилированной керамики исследователь из Санкт-Петербурга  Г.Н.Поплевко рассказала в своём докладе на VIII Исторических чтениях памяти М.П. Грязнова, прошедших в Омске.

«В археологии такие эксперименты нужны, чтобы мы могли реконструировать технологию изготовления древних сосудов и, основываясь на тех данных, которые получим, лучше проводить археологические реконструкции. Мы должны понять, как именно здесь в древности изготавливали посуду: сделать все этапы своими руками. Если меняется способ создания кухонной утвари, значит, что-то в жизни древних людей в этот момент произошло», - отметила Поплевко.

Институт истории материальной культуры (ИММК) в 2011 году проводил экспериментально-трасологическую экспедицию и одним из направлений, над которыми работали учёные, стала керамика.

Программа экспериментов включала весь цикл подготовительных работ, в том числе поиск сырьевых источников. Выходы глины исследователи искали вблизи многослойного поселения Ракушечный Яр на Нижнем Дону. В 2010 году в ходе разведок обнаружили шесть источников глины на правом берегу реки Дон, напротив поселения Ракушечный Яр, и илистые отложения в протоке Дона, напротив острова Гостевой у хутора Пухляковский. В 2011 году участники экспедиции нашли четыре новых источника на правом берегу реки: два - красной глины, и по одному -  белой и серой. Галина Николаевна подчёркивает, что исследования показали: очень важно  правильно подготовить глину к применению.

«Эксперименты по керамике мы проводили по двум хронологическим и технологическим направлениям. Первое связано с реконструкцией приёмов техники лепки и технологии изготовления сосудов эпохи неолита. Была проведена целая серия экспериментов по изготовлению баночных сосудов, характерных для эпохи раннего неолита и распространённых в нижних слоях поселения Ракушечный Яр на Нижнем Дону», - рассказала учёный.

Сначала учёные исследовали древнюю керамику трасологически, делали петрографический и геохимический анализ археологических сосудов, найденных при раскопках в 60-70-х годах.

Лепка начиналась на болванке, перевёрнутой вверх дном.«Началось с того, что я изучала эти фрагменты керамики под микроскопом, а потом уже, на основании сложившегося представления о составе теста, мы начали искать источники глины вблизи памятника и пытаться обрабатывать эту глину так, чтобы получить такое же хорошо отмученное тесто и моделировать сосуды тех же форм», - отметила Галина Николаевна. – «У меня сложилось представление, что так хорошо обработанная и отмученная глина получится, если её намеренно измельчать. Сначала мы растирали разные виды глины на абразивных плитах и получали муку. Потом, её замачивали и добавляли примеси».

По словам Поплевко, в керамике, которую она изучала, к глине был  добавлен тонкий речной песок в качестве примеси, а также, чешуя рыб и какие-то очень мелкие зёрна. «Мы искали, что это может быть и решили, что, наверное, метёлки камыша. Петрография показала, что там очень много зооэлементов, вроде планктона, моллюсков, которые бывают в речных и озёрных отложениях. Поэтому родилась идея, что сосуды изготовлены из смеси глин. Дальнейшие исследования покажут, сможем мы восстановить древний рецепт изготовления или нет», - поделилась Галина Николаевна.

Как именно учёные «лепят горшок», а точнее занимаются моделированием? Исследователи брали баночную форму (сосуд или деревянную болванку) в качестве основы и накрывали влажной тканью. Затем раскатывали глиняное тесто в жгуты диаметром 1-1,5 см и пальцами уплощали их в ленту.

Лепка начиналась на болванке, перевёрнутой вверх дном. Сначала мастер делал кольцевой налеп из глиняной полосочки у донца формы, и края первой ленты частично разглаживались на поверхности донца, образуя загиб. Затем, специалисты готовили и приклеивали плоское круглое донце сосуда. При этом, каждая следующую ленту они на одном крае смазывали жидким тестом – шликером, и потом приклеивали к предыдущей.

«Стыки глиняных полос хорошо надо разгладить руками и костяными лопаточками – до гладкой, ровной поверхности. После изготовления сосуда его поверхность всегда хорошо выравнивали влажными руками до того момента, чтобы они скользили. Затем сосуд оставляют для сушки на воздухе. Когда глина принимает твёрдое состояние, его снимают с болванки и ставят для окончательного высушивания дном кверху. Слабо подсушенный сосуд можно лощить, потому что структура глиняной поверхности ещё податлива к уплотнению и заглаживанию. Орнамент наносился либо сразу, либо по слабо подсохшей поверхности, в зависимости от приёма.  Древние люди использовали наколы, прорезные или прочерченные узоры», - рассказала Галина Николаевна.

Стыки глиняных полос хорошо надо разгладить руками и костяными лопаточками – до гладкой, ровной поверхности.В докладе она отметила, что второе направление исследований было направлено на моделирование профилированных сосудов эпохи неолита и ранней бронзы на Северном Кавказе. За образец учёные взяли материалы майкопской и новосвободненской культур, а также степной части юга европейской части России. Майкопская археологическая культура распространена в предгорьях Северного Кавказа в раннем бронзовом веке и названа по Большому Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н.И.Веселовским. Основная территория распространения — равнины и предгорья Предкавказья от Таманского полуострова до Чечни.

«Трасологический анализ фрагментов керамики показал, что для лепки сосудов в эпоху ранней бронзы на Северном Кавказе использовали очень тонкоотмученную глину. Эксперименты 2010 года говорят, что такой порошкообразный материал можно получить только растиранием сухой глины на абразивных плитах специальными каменными орудиями, с последующим просеиванием её через сито с мелкими ячейками», - сообщила Поплевко.

Итак, исследователи получают путём размалывания глиняную муку, затем, замачивают её в воде и воспроизводят весь цикл обработки глиняного теста: выпаривают лишнюю влагу, перетирают руками, выбивают тесто руками и деревянной колотушкой по 10-15 раз, вымешивают ещё столько же. После чего из глины лепят круглый или цилиндрический ком, который заворачивают во влажную ткань и помещают в закрытую емкость для вылёживания и заквашивания на 8-14 дней.

Галина Николаевна рассказывает, что за полевой сезон учёные опробовали приёмы лепки без основы остродонных, круглодонных и плоскодонных сосудов из лент (расплющенных раскатанных жгутов). При этом, исследование профиля стенок найденных сосудов показало, что они часто имеют разную толщину с довольно значительными колебаниями, что не характерно для сосудов, полученных на гончарном круге, а значит, они действительно изготавливались вручную.

Слабо подсушенный сосуд можно лощить, потому что структура глиняной поверхности ещё податлива к уплотнению и заглаживанию. «Наш вывод, что сосуды майкопской и новосободненской культур лепились ленточным способом, как с использованием твердой основы, так и без неё», - уточняет Г.Н.Поплевко. - «В данной ситуации памятник многослойный, начиная от нижнего неолита и до поздней бронзы. На определённом слое мы обнаруживаем сосуды с орнаментом и, например, новые примеси в глине, из которой посуда изготовлена. Если вначале мы видим плотное однородное тесто, то потом в тесте керамики появляется много ракушки. Становится понятно, что в это время происходила смена технологии изготовления и, видимо,  менялось население».

Ангелина Иванова