Сегодня - 22.07.2018

Необычная медицина

29 марта 2017

Способен ли помет барана избавить от облысения? Насколько полезно есть сырое мясо? Почему нельзя спать на медвежьей шкуре? Народная медицина и верования монгольских народов могут показаться неприемлемыми для современных городских жителей, но тем не менее некоторые методы по-прежнему применяются среди тюрко-монгольского населения.

Недуги, распространенные у монголов, появлялись из-за специфики хозяйственных занятий, особенностей быта и питания. Помимо различных эпидемий (сибирская язва, чума) отмечались горячка, лихорадка, заболевания пищеварительного тракта и глаз, ревматизм. Многие болезни были привнесены в среду кочевников в процессе колонизации из других регионов русскими и китайцами (в частности, оспа, тиф, дифтерия, венерические заболевания). 
 
Марина Содномпилова— В XIX — начале XX века монголы еще пользовались народными способами лечения, — отмечает ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) доктор исторических наук Марина Михайловна Содномпилова. — Подобные методы представляют народную медицину кочевников всего тюрко-монгольского мира, ведь монголоязычные народы — это и буряты, и калмыки. Кроме того, некоторые методы практиковали и этносы севера — например, эвенки. Особенно это процветало в местах, отдаленных от городов, так как бОльшей части населения были недоступны услуги врачей.
 
Со стороны имперских властей систематической медицинской помощи инородцам (бурятам, якутам и другим коренным жителям Сибири) не предоставлялось, за исключением некоторых программ оспопрививания и информирования в случае эпидемий. В тяжелых случаях больных платно лечили в общественных и гражданских больницах ведомств: деньги взыскивались с общества бурят. То есть русские врачи в бурятских ведомствах обычно не практиковали — к тому же особо им там не доверяли. А вот ламы — целители — напротив, пользовались большим авторитетом не только у бурятского населения, но и у русских.
 
— Лекарства, которые изготавливали буддийские целители эмчи и в Монголии, и в Забайкалье, делались по рецептам тибетских медицинских трактатов, — поясняет Марина Содномпилова. — В XIX веке ламы уже подбирали аналоги из местной флоры и фауны. Но народная медицина монгольских народов не подразумевала изготовления лекарств впрок: они добывались либо готовились при необходимости для конкретного больного. Соответственно, это получалось не всегда, а вот с тибетскими препаратами таких неудобств не возникало. 
 
Современные скотоводы в Монголии могут жить от райцентра (сомона) на расстоянии до 1 000 км. Близость к сомону тоже, как правило, ничего не дает, так как больниц мало — обычно только фельдшерские пункты, не обеспеченные медикаментами. С услугами ветеринаров дела обстоят еще хуже, поэтому людям приходится надеяться на свои знания в области народной медицины. Так, большинство скотоводов очень хорошо разбираются в травах и активно применяют их в лечении людей и своих животных.
 
 — Следует отметить, что знания о средствах животного происхождения, особенно среди бурят, уже утрачены, — добавляет Марина Содномпилова. — Основная часть населения сосредоточена в городах, а сельским хозяйством молодежь заниматься не хочет. Кроме того, во многом из-за тибетской медицины монгольская утратила свою актуальность для бурят и монголов: ведь часто за лекарствами обращались именно к буддийским священнослужителям. Однако популярность народной медицины особенно возросла в периоды экономического кризиса и была во многом обусловлена дороговизной препаратов, а также отсутствием эффективности — люди наслышаны о всевозможных мошенничествах в фармацевтике.
 
Целебная сила мяса и молока
 
Молочная пища составляла значительную часть рациона монгольских народов, а также широко использовалась в народной медицине. Популярным средством для лечения простуды считалась аарса — продукт перегонки молочной водки архи. Заболевший пил в большом количестве горячую аарсу, затем, раздевшись догола, выходил во двор и выполнял какую-нибудь физическую работу, пока не становился мокрым от пота. Вернувшись в теплое помещение, он должен был немедленно лечь в постель и укрыться толстым слоем одеял — болезнь, как правило, отступала. Аарса считалась чрезвычайно полезным лечебным средством и для желудочно-кишечного тракта, восстанавливающим его естественную флору, а также способствовала укреплению зубов. 
 
— В зимние периоды нередки были случаи обморожения, — рассказывает Марина Содномпилова. — Вздувшиеся участки кожи прокалывали раскаленной иглой, давая стечь жидкости, а затем на пораженную ткань наносили бозо — продукт, образовавшийся после выгонки молочной водки и использующийся для изготовления аарсы.
 
Молочные продукты монголов
 
У западных бурят существует ритуал, связанный с молочным напитком под названием курунга. Многие, особенно небогатые жители, не имели возможности пить его круглый год, так что им приходилось просить закваску у других. Прежде всего обращалось внимание на то, чтобы в доме, из которого брали курунгу, семейство было благополучно и здорово: буряты верили, что взятая из неблагоприятного места курунга могла принести болезни людям и скоту. И наоборот, дающие курунгу хозяева смотрели, из благополучного ли семейства приехал проситель (в противном случае отказывали).
 
Монголы и их предки считали полезными для здоровья практически все продукты. Поскольку основу рациона кочевников составляла мясная пища, приоритетные позиции занимали средства животного происхождения: предпочтение отдавалось мясу лошади и овцы. Предполагалось, что лошадь пьет только чистую воду и пасется на лучших пастбищах, а ее мясо обладало согревающими свойствами — это было крайне необходимо в зимний период. Особенно ценились лошади белой масти: кочевники думали, что их мясо и внутренние органы обладают целебной силой. Полагали также, что конина излечивает простудные заболевания. 
 
— Я считаю, что многие методы народной медицины, конечно же, имели рациональную основу, — подчеркивает исследовательница. — Ведь на пустом месте предания не рождаются. В первую очередь это относится к употреблению дичи в качестве источника витаминов и, возможно, определенных веществ, способствующих быстрому заживлению ран и срастанию костей. По наблюдениям исследователей, горная система Монгольского Алтая является уникальным местом: почвы, содержащие множество микроэлементов, обеспечивают особую питательность трав. Так, алтайский як в среднем на 10—15 см выше в холке, чем его центральноазиатские сородичи. Местные жители считают, что целебным свойством быстро залечивать переломы костей обладает и мясо животных, которые выпасаются на алтайских пастбищах.
 
Очень высоко у монгольских народов ценилась баранина: бульон из мяса этого животного обычно рекомендовали как средство для восстановления сил больного человека, роженицы. При переломах особенно целебным считался бульон из вываренных ножек барана, а во время головной боли или даже травмах головного мозга монголы пили крепкий бульон, полученный в результате долгой варки костей черепа крупного и мелкого рогатого скота.
 
— Эффективность этих народных методов позднее подтвердилась созданием препарата «Гаммалон», — поясняет Марина Содномпилова. — Он помогает при сосудистых нарушениях и травматических повреждениях мозга, представляя собой вытяжку из головного мозга крупного и мелкого рогатого скота (правда, сейчас необходимую для этого кислоту научились синтезировать искусственным путем).
 
Среди диких животных большим спросом пользовался сурок-тарбаган, мясо которого считалось деликатесом. Тарбаган, по представлениям монголов, питался лучшей пищей — насыщенными витаминами травами, так что его мясо обладало целебными свойствами. Полезными считались жир и некоторые внутренние органы сурка. Однако определенные части тушки в пищу не употребляли: согласно мифологическим воззрениям монголов, это животное когда-то было человеком — известным стрелком. То есть в теле сурка якобы сохранялась часть человеческого мяса, которую монголы вырезали и выбрасывали.
 
Монголия, район озера Хубсугул
 
Нетрадиционные методы народной медицины
 
Монголы ценили методы избавления от болезней, унаследованные от предков. Некоторые способы были зафиксированы в книгах заклинаний: в частности, там говорится, что забитый девятого числа девятого месяца баран-самец голубой масти особенно пригоден в лечебных целях. Легкие, печень, почки такого животного помогали при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. При выпадении волос помет голубого барана рекомендовалось сжечь, а пепел прокипятить в воде и полученным средством мазать лысину.
 
Хунну, предки тюрко-монголов, считали чрезвычайно полезным при лечении мясо, внутренние органы, молоко крупного рогатого скота и выделения — мочу, помет. Считалось, что желчный пузырь и образующиеся там камни нейтрализуют действие ядов, образующихся из-за эпидемических болезней и болезней печени, нормализуют температуру внутренних органов. Монголы также использовали коровью мочу: она устраняла нервные болезни и затяжную лихорадку, помогала при болезни глаз. С помощью масляного лекарства, изготовленного из раствора урины, помета, молока, простокваши и масла первородящей красной коровы с медом лечили застарелые болезни печени, а также нервную лихорадку.
 
— Выделения животных рассматривались как лекарственное средство вовсе не из-за голода: он в среде кочевников довольно редкое явление, — добавляет исследовательница. — Воззрения о полезности помета и мочи, на мой взгляд, отражают рациональные знания охотников и скотоводов о цикле трансформации пищи или жидкости в организме животного, в процессе которого съеденное или выпитое приобретало новые свойства. Кроме того, очень полезной при разных заболеваниях (особенно детских) в монгольской культуре считали мочу матери заболевшего человека.
 
Определенную пользу организму приносило употребление свежей крови и некоторых органов добытого на охоте животного — такие сведения были зафиксированы у многих сибирских народов. Так, тункинские буряты, убив зайца, тут же сырыми съедали его печень и почки. Ели в сыром виде и других животных — косулю, медведя. Буряты также употребляли горячую, еще не свернувшуюся кровь, печень и почки после забоя скота, а вот предбайкальские буряты считали за лакомство сырую печень и подбрюшный жир коня — арбин, которым питались в зимнее время после осеннего забоя скота.
 
— Кровь животных ценилась прежде всего как продукт питания, — поясняет Марина Содномпилова. — Она, вероятно, способствовала повышению уровня гемоглобина и улучшала общее состояние организма, а также была спасительным средством в случае большой кровопотери, малокровия, туберкулеза. Поедание органов домашних и диких животных в сыром виде обосновывалось особыми полезными для здоровья человека свойствами. 
 
Как эффективные лекарственные средства издавна использовались некоторые части туши и органы диких животных. Так, монголы верили, что шкура медведя, которую обычно стелили хозяину дома, оберегала главу семьи от напастей и болезней. Младшим членам семьи садиться либо спать на медвежьей шкуре не разрешалось: опасались, что в этом случае у них будет скверный и сердитый нрав. Однако если в доме часто умирали дети, наоборот рекомендовалось заворачивать ребенка в медвежью шкуру и называть его медвежонком: тогда тот якобы не умирал, хотя и вырастал человеком с очень раздражительным характером. К области имитативной магии (предполагаемого перенесения воздействия с одного предмета на другой в силу их сходства) относится употребление языка медведя, который хакасы давали заике или припадочному, а вот женщинам предлагалось съесть матку медведицы, чтобы роды были легкими.
 
 
— В народной медицине сибирских народов широкое применение находила мускусная железа некоторых животных, — рассказывает Марина Содномпилова. — Наиболее известным считался мускус кабарги, применявшийся как жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Помимо самой железы, которая преимущественно шла на продажу в Китай, ценилось нежное и довольно вкусное мясо животного.
 
Порошок из рогов марала широко использовавшийся в традиционной тибетской медицине буддийскими лекарями: бурятские и монгольские ламы давали его больным как средство широкого спектра действия. Лекарство из пантов оленей помогало при переутомлении, неврозах, астенических состояниях, артериальной гипотонии и особенно — после острых инфекционных заболеваний. В народной медицине монголов панты употребляли также в виде сухого порошка или  стружки.
 
— Целебные свойства оленьих пантов известны давно: настойка из них способствовала заживлению ран, повышению жизненных сил, омолаживанию организма, — отмечает исследовательница. — Это средство применяли при заболевании верхних дыхательных путей и легких, женских болезнях, кровотечениях. Но вот чем могли быть полезны употребляемые монгольскими и тюркскими народами рога коровы или сайгака, сказать трудно, здесь необходимы дополнительные исследования.
 
Среди специфических лечебных приемов монголов выделяется введение в шкуру или так называемый компресс — метод, активно применяемый и современными нетрадиционными целителями, когда больного обкладывают горячими внутренними органами специально забитого животного (овцы, лошади) и заворачивают в шкуру. В древности существовал и другой способ, зафиксированный в Центральной Азии и Сибири, при котором заболевшего помещали в утробу забитого животного. Это считалось эффективным при лечении целого ряда заболеваний: пневмонии, лихорадки, укусах ядовитых змей, тяжелых ранениях.
 
Использование органов животных в компрессе имеет рациональное зерно. Так, монгольский исследователь Билгуун Шаравын Болд считает, что горячая кровь, пропитывая больного, возвращает телу тепло (поддерживает необходимую температуру), а также укрепляет кровеносные сосуды. Поэтому такое лечение было особенно востребовано в эпоху войн, когда раны, полученные в боях, были очень распространены. У якутов метод, при котором больного помещают в утробу животного, зафиксирован в документах XVII века: они вспарывали у кобыл и коров брюхо и клали туда раненых. Эвены практиковали аналогичный метод лечения при сильных обморожениях. Основной эффект при подобном лечении также исходил от теплой крови и печени, специально оставленных в шкуре.
 
— Другое дело, что значительный пласт народных способов лечения явно не имеет ничего общего с медициной и связан с магией, — поясняет исследовательница. — Так, например, сжигание костей или помета волка не исцелит вас от полиомиелита: это уже ритуал, основанный на верованиях о сакральности этого животного. 
 
В народной медицине монгольских народов практиковали и другой вид компресса — сэвэслэхуу. Для этого использовали рубец животного, в одних случаях наполненный содержимым, в других — без него. Слабых и болезненных детей калмыки сажали в рубец, предварительно очистив его от содержимого: считалось, что такая процедура придает жизненные силы больному ребенку. Для лечения заболеваний женской половой сферы рубец использовали иным способом: больную сажали верхом на горячий, наполненный содержимым бараний желудок, отверстие которого вводили в промежность. В процессе рубец раздувался, и каждый раз женщина-лекарь прокалывала его шилом, выпуская воздух.
 
— Часть сведений мы узнали от моей бабушки, которая занималась целительством, — добавляет Марина Содномпилова. — Треть информации собиралась при полевых исследованиях в Монголии, Иркутской области, Бурятии, а остальное было получено из этнографических источников. То, что нам удалось узнать, — это, конечно, крохи, так что в дальнейшем мы планируем углубленно изучать другие народные методы лечения — в частности, практики костоправов.
 
Алёна Литвиненко
 
Фото: предоставлено исследовательницей (1), Юлии Поздняковой (остальные)
 
Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (1 vote)
Поделись с друзьями: 
 

comments powered by HyperComments

Система Orphus