Сегодня - 06.04.2020

Обсерватория НГУ выпустит новый учебник по астрономии

16 октября 2012

Даже среди студентов и сотрудников НГУ мало кто знает об обсерватории при университете. Она не представлена во всероссийском перечне, но, несмотря на свою компактность и небольшое финансирование, может похвастаться вполне конкретными достижениями, среди которых он-лайн трансляция солнечного затмения, прохождения Венеры по диску солнца и подготовка ряда методических пособий по астрономии.
Купол обсерватории НГУ
«Идея создать обсерваторию в НГУ появилась в 1996 году, и была связана с наблюдениями солнечных затмений. Одно из них произошло в Чите в лютый холод, когда наши ученые чуть не замерзли насмерть. Тогда все стали думать о создании стационарного пункта для исследований – обсерватории», - начинает рассказ об истории её создания заведующая автоматизированным астрономическим комплексом и лабораторией атомной физики и спектроскопии Новосибирского государственного университета Альфия Рашитовна Нестеренко.

В США насчитывается более шестидесяти крупных, многофункциональных обсерваторий, в то время как в России, если считать вместе с частными, их не более сорока.

Оборудование готовят к наблюдению других астрономических событийОбсерватория была заложена в 1998 году. На грант в размере 8700 $, выделенный фондом Сороса, разработали весь комплекс обсерватории,электромеханическое и интерфейсное оборудование, оплатили установку системы работы автоматизированного комплекса - электрических схем и кабельных трасс, связывающих все приборы. Также на эти средства был построен фундамент.  10 тыс. рублей было получено от мэрии города Новосибирска на стройматериалы и металл.  А вот за сборку и монтаж купола организаторы отдали свои зарплаты, заложенные в грантовой поддержке фонда Сороса.

В 2008 году, когда НГУ получил инновационный грант, представилась возможность модернизировать оборудование. Обсерватория должна была стать автоматизированным астрономическим комплексом с удаленным доступом, но в полной мере проект осуществлен не был: урезали финансирование. Была исключена строчка из бюджета на оплату установки сигнализации, программного обеспечения, фильтров, окуляров и особого h-alpha фильтра (с очень узкой полосой пропускания, он уменьшает интенсивность солнечного света до безопасного уровня), без которого серьезные исследования солнечной короны невозможны. Но удалось приобрести качественное оборудование: монтировку (специальную установку под телескоп) Paramount, новые телескопы, ПЗС-камеру (ПЗС - прибор с зарядовой связью, состоящий из сверхчувствительных фотодиодов). На личные средства были куплены: система для съемки и трансляции астрономических явлений и h-alpha фильтр в составе небольшого телескопа Coronado. Это позволило провести на достойном уровне трансляцию полного солнечного затмения.

С 2005 года сотрудниками обсерватории было разработано более 7 крупномасштабных исследовательских проектов. РФФИ поддержало только два. Федеральное агентство по образованию -  один. Остальные не были реализованы из-за отсутствия финансирования.

Интернет-технологии для небесных объектов

После модернизации обсерватория НГУ осуществила несколько онлайн-трансляций ряда важных астрономических явлений. В России ранее подобные проекты не осуществлялись. В 2008 году было организованно наблюдение за полным солнечным затмением. Через два года интернет пользователи смогли увидеть полное лунное затмение. А в начале июня этого года обсерваторией было заснято редкое астрономическое явление: транзит Венеры по диску Солнца.

В ходе наблюдений было получено колоссальное количество информации. Но для её обработки у обсерватории нет ни средств, ни специального программного обеспечения. У наших астрономов есть договора о сотрудничестве со Специальной астрофизической обсерваторией РАН  и Государственным астрономическим институтом им.П.К.Штернберга МГУ, крупнейшими астрономическим организациями России, но они не могут предоставлять бесплатно необходимые компьютерные программы. Были попытки получения грантов на совместные исследования с привлечением известных ученых России и США, но они не увенчались успехом.

«Очень трудно сейчас получить гранты на исследования из-за отсутствия грамотного лоббирования сибирской науки. Ведь все экспертные советы по грантам находятся в Москве, и дают они их в основном ученым центральной части России. Решение найти можно и даже нужно. Например, сделать у нас в СО РАН независимое агентство по экспертизе и финансированию проектов. Я уверена, что на его открытие можно найти деньги у сибирского бизнеса. Это будет выгодно для всех: для ученых, предпринимателей и региона. Например, исследования внутренней короны солнца, видеть которую возможно только при полном солнечном затмении, помогут найти путь к дешёвой энергии — управляемому термоядерному синтезу», - предлагает Нестеренко решение проблемы финансирования астрономических проектов.

По дороге к куполу обсерваторииАстрономия нового века

На сегодняшний момент сотрудники обсерватории НГУ по мере технических возможностей занимаются систематизацией и обработкой полученной информации и готовят к выпуску несколько методических пособий. Они будут напечатаны на деньги, выделенные университетом.

Многие учебники по астрономии были написаны и изданы ещё в советские времена, и за последнее время многое изменилось, поэтому в следующем году будет издано подготовленное сотрудниками обсерватории учебное пособие «Введение в практическую астрономию». Благодаря наблюдениям лунного затмения 2011 года в новой методичке «Наблюдение Луны и лунных вспышек» будет более полная и конкретная информация об этом явлении. А методическое пособие по «Спектральной классификации звезд и спектроскопии Солнца» было недавно выпущено и не имеет конкурентов по своей простоте и лаконичности.

«Программа НГУ поможет нам популяризовать то, что нами было сделано. Это одна из самых важных наших задач. Я считаю, что хотя бы начальные знания в астрономии должен иметь каждый человек. Мы даже сняли специальный фильм, в котором доступным языком рассказывается о Вселенной, о том, как устроен телескоп и как его правильно собирать, и многое другое. Я надеюсь, что в будущем нашим государством астрономии будет уделяться больше внимания, чем сейчас. Усилия в этом направлении предпринимаются среди членов научного сообщества. Например, у нас заказали 20 наших новых  учебников коллеги из Космического лицея, республики Саха (Якутия)», - говорит Альфия Рашитовна.

Александра Бруня, студентка ФЖ НГУ