Сегодня - 23.09.2020

Покровители загробного мира

17 января 2018

Вряд ли кто-то подходил к процессу похорон столь ответственно, как жившие до начала нашей эры люди. Покойному в последний путь вручалось практически всё, полезное при жизни: оружие, аксессуары, пища. Однако ряду «избранных» доставалась еще и мелкая пластика — сделанные из различных материалов изображения, напоминающие человека, птиц или фантастический образ.

Археологи обнаруживают артефакты и на поселенческих, и на культовых памятниках, реже — в погребальных комплексах. При захоронении каждой культуре присущи свои особенности: помимо различий в погребальном обряде — ориентировке (расположении тела), виде ингумации (трупоположение или трупосожжение) — важное значение имеет помещенный в могилу инвентарь, будь то орудия, оружие, украшения или еда в керамических сосудах. Однако изредка в «сопровождении» встречается мелкая пластика: предметы, не относящиеся ни к одной из данных категорий. Это зооморфные, орнитоморфные, антропоморфные, а также фантастические сюжетные образы из бронзы, кости, рога. Не исключено, что для подобных изделий использовалось и органическое сырье, не сохранившееся до настоящего времени: дерево, кожа, ткань.

Артефакты из раскопок академика Вячеслава Молодина, могильник Тартас-1

— Иногда в состав такого инвентаря входили бабки: вытянутые кости ног копытных животных, — поясняет научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Наталья Сергеевна Ефремова. — Другой вариант — астрагалы (альчики): более мелкие кости конечностей. Последние наборами встречаются в детских погребениях и, скорее всего, использовались как амулеты или игровые предметы. Обычно орнаментированные астрагалы часто обнаруживают на культовых местах: возможно, они использовались в обрядах испрашивания плодородия. Бабкам животных нередко придавались антропоморфные черты. Ученые интерпретируют эти находки как изображение духов — помощников, покровителей, хозяев.

На территории Западной Сибири мелкая пластика известна с эпохи раннего металла (конец IV—II тыс. до н. э.). Так, в Барабинской лесостепи археологи обнаружили выполненную из рога фигурку человека, преднамеренно испорченное изогнутое плоское антропоморфное изображение и бронзовое изображение птицы (предположительно вороны). В эпоху раннего железа (I тыс. до н.э.) перечень образов мелкой пластики увеличился: найдены изображения хищников, травоядных животных, птиц — на пряжках, пронизках, бляшках-накладках.

Интерпретация подобных изделий неоднозначна. Вероятно, отдельные образы — птицы, хищники — становились основой для амулетов, олицетворяли предков-прародителей. Антропоморфное изображение могло являться родовым духом, гарантирующим умершему безбедное существование и поддержку семьи в ином мире или же помощь в загробном путешествии. Скорее всего, помещение мелкой пластики в погребения было связано с особыми причинами, поскольку археологи редко ее обнаруживают.

— Возможно, необходимость данных артефактов определялась особым сословием погребенного, его ролью в жизни общества — воин (если найден оружейный набор) либо служитель культа: жрец, шаман, — рассказывает Наталья Ефремова. — Так, при анализе усадебных комплексов VII—III вв. до н.э. в Приднепровье было установлено, что только сословию воинов принадлежали культовые изделия в виде глиняных изображений диких животных, грифонов, мужских божеств. Иногда археологи находят в области пояса покойника пряжки или антропоморфные личины: по одной из гипотез они символизировали головы поверженных врагов. В погребении шамана бляшки с изображениями выглядели как нашивки, детали одежды.

Артефакты из раскопок академика Вячеслава Молодина, могильник Тартас-1

В разные эпохи существовали одни и те же образы зверей или птиц, которых почитали представители древнего общества — как объекты охоты или прародителей-покровителей. В культурах были свои популярные изображения: в пазырыкской (Горный Алтай) это хищники — тигры, волки, в сибирских — медведь, глухарь. Однако наличие в Сибири редких артефактов с образами не обитающих на данной территории животных или же фантастических существ (тигра на поясной пластине, драконов и грифонов) свидетельствует о неординарном осмыслении мифологических персонажей древними людьми.

Целостность мелкой пластики зависит от материала и почвы: в торфянике великолепно сохраняется даже дерево, а вот в богатых гумусом почвах — только кость, рог, металл. В будущем ученые ИАЭТ СО РАН планируют охватить все культовые объекты, которые расположены на территории Западной Сибири — на Урале и в Восточной Сибири уже проделана такая работа.

— Изучая поселения, мы выходим на материальную сторону жизни древнего общества, а погребения в большей степени отражают идеологическую, — заключает Наталья Ефремова. — Глядя на сопроводительный инвентарь и другие нюансы погребального обряда, реально предположить, во что верили представители той или иной культуры, каким богам поклонялись. По помещенному инвентарю можно судить, откуда люди пришли на исследуемое нами место, а также сравнить черты погребального обряда на этой и других территориях.

Алёна Литвиненко