Сегодня - 25.09.2020

Большая Норильская экспедиция: исследование места слияния рек Пясина и Тарея

04 августа 2020

1 августа отряд из пяти ученых БНЭ отправился на первую дальнюю заброску — точку слияния рек Пясина и Тарея. Расстояние до места — 450 км и 2,5 часа на вертолете.

«Для своих исследований мы выбрали точки по признаку слияния рек, потому что при оценке одна из рек должна выступать как фоновая, вторая — как источник загрязнения, — объясняет руководитель экспедиционного отряда, заведующий лабораторией эколого-экономического моделирования техногенных систем Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН кандидат технических наук Николай Викторович Юркевич. — Так, одной из локаций стало место слияния Пясины и Тареи. Комплекс проб всё тот же: вода, почва, донные осадки, гербарий, биоразнообразие».

Лагерь команды расположился посреди тундры: трехкомнатная палатка на сутки стала для передвижного отряда кухней, а вокруг расположились личные спальные места.

Пробы грунта ученые брали в пойме на слиянии рек, а также на другом берегу Тареи, где уровень земли немного выше. Рядом с каждой точкой забора грунта собирались и образцы растений, которые потом будут засушены, измельчены и отправлены для анализа в лабораторию.

«Мне очень нравится получать по итогу экспедиции информацию о химическом составе образцов, — признается старший научный сотрудник ИНГГ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Алексей Викторович Еделев, — потому что, когда ты собираешь пробы на месте, они выглядят вполне естественно. А уже в лаборатории может выясниться, что там присутствуют вещества, концентрация которых часто превышает предельно допустимую».

Процесс сбора весьма кропотливый: нужно максимально аккуратно собрать образцы, не внеся в них никаких лишних примесей, описать то, что видишь при заборе, сфотографировать место забора, всё промаркировать, записать координаты точки с GPS. Работа на одной точке часто занимает у группы больше часа. В итоге необходимые образцы были собраны только поздно вечером.

Пресс-служба Большой Норильской экспедиции