Сегодня - 27.09.2020

Достижения сибирских учёных отмечены на Общем собрании РАН

23 мая 2012

На годичном Общем собрании РАН некоторые достижения сибирских ученых были отмечены как выдающиеся. Среди научных учреждений СО РАН, выделенных в докладе Президента РАН академика Юрия Сергеевича Осипова, – Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера, Институт лазерной физики, Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова,  Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука и Институт археологии и этнографии.

В Институте лазерной физики СО РАН впервые предложен революционный метод подавления сдвига частоты «часового» перехода в атоме или ионе, связанного с тепловым излучением окружающей среды. Для иона иттербия-137 оказалось возможным подавить тепловой сдвиг до уровня 10 в степени -18 в достаточно широком диапазоне комнатных температур. Эти рекордные в мире результаты, на два порядка выше современных, в высшей степени важны для повышения точности системы ГЛОНАСС. В настоящее время ИЛФ СО РАН совместно с Физико-техническим институтом (РТВ, Брауншвейг, Германия) ведет работы по созданию иттербиевого оптического стандарта частоты с высокой стабильностью.

В Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН работают над созданием электрон-позитронного коллайдера – чарм-тау фабрики. Его физическая программа направлена на поиск явлений, выходящих за рамки стандартной модели. Она дополняет и обогащает программу поиска «новой физики», реализуемую на Большом адроном коллайдере в ЦЕРНе (Швейцария). Технологии, создаваемые и развиваемые при реализации проекта Чарм-тау фабрики, обладают высоким инновационным потенциалом и будут способствовать развитию всех приоритетных направлений науки и технологий России.

Силами Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН ведутся работы над новой научной станцией на острове Самойловский в дельте Лены. Главным иностранным партнёром является германский Институт полярных и морских исследований им. А.Вегенера. Координирует работы директор ИНГГ академик Михайил Иванович Эпов. В нынешнем году предполагается введение станции в строй, и скоро научные исследования здесь начнутся в полную силу. Она была построена по прямому поручению В.В. Путина, и очень важна для различных наблюдений за водной средой, атмосферой, состоянием ионосферы, животным миром, экологией и т.д.

Учёными Института археологии и этнографии СО РАН установлено, что переход к верхнему палеолиту на Алтае начался 50-40 тыс. лет назад на основе местных среднепалеолитических традиций. Важной особенностью начала верхнего палеолита, наиболее ярко представленного находками Денисовой пещеры, является присутствие костяных орудий и украшений из кости, бивня мамонта, зубов животных, скорлупы яиц страуса, раковин моллюсков и поделочного камня, изготовленных представителями ранее неизвестной популяции ископаемого человека – «денисовцами».

Если ко всему изложенному добавить, что в выступлении Президента РФ Владимира Владимировича Путина в качестве примера для подражания назван пилотный проект строительства малоэтажного посёлка для учёных рядом с новосибирским Академгородком, можно сказать, что деятельность Сибирского отделения в 2011 году получила самую высокую оценку.

Юрий Плотников, «Наука в Сибири».