Сегодня - 26.08.2019

Достижения сибирских ученых отмечены на Общем собрании РАН

23 апреля 2019

Физика высоких энергий, новые материалы и структуры, проблемы Арктики, прогнозы добычи углеводородов, борьба с раковыми заболеваниями: эти и другие научные направления, развиваемые в Сибири, нашли место в докладе главы РАН о лучших результатах 2018 года.

Александр Сергеев

Выступая на Общем собрании Российской академии наук, ее президент академик Александр Михайлович Сергеев рассказал о наиболее впечатляющих достижениях минувшего года. В частности, новые результаты в исследовании взаимодействий элементарных частиц получены в Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. «Измерения в области электрон-позитронной аннигиляции ― очень важный параметр для современной теории сильных взаимодействий, ― подчеркнул академик А. Сергеев. ― Эти измерения произведены с лучшей в мире точностью».

В Институте физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН совместно с коллегами из МГУ и германскими учеными разработан новый метод локального спектрального анализа полупроводниковых структур. При воздействии зондирующего лазерного излучения происходит резкое увеличение электромагнитного поля в наноструктурах золота, что приводит к сильному рассеянию света на смещенных частотах. На основе этого эффекта можно будет прийти к резкому повышению мощности сигнала полупроводниковых элементов.

«Уникальными водородными таблетками с широчайшим кругом применения» глава РАН назвал твердофазные водородгенерирующие композиции ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН». Полученный материал обеспечивает генерацию водорода при температурах от -40 до +60 градусов Цельсия. По словам Александра Сергеева, композиции прошли успешные испытания на Саратовском радиозаводе.

Президент Академии наук подробно остановился на успехах в исследовании Арктики. В коллаборации с Геологическим институтом РАН, ВНИИОкеангеология и другими организациями ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН выступили соавторами новой тектонической карты Арктического субрегиона. В этом же институте создана новая модель осадочных комплексов Западно-Сибирской зоны Российской Арктики, показавшая, по словам А. М. Сергеева, «мощный резерв воспроизводства минеральной базы углеводородов». Исследователи из Томского государственного университета установили ключевую роль деградации мерзлоты в дисбалансе углеродного цикла в арктических морях. «Мы видим, что процесс начал самораскрутку, и Парижские соглашения могут оказаться запоздалыми», ― прокомментировал академик Александр Сергеев.

ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» в рамках международного консорциума участвовал в завершившемся секвенировании генома пшеницы.  Президент РАН напомнил о глобальной важности и сложности задачи: «Ежегодно получаемые 750 миллионов тонн пшеницы являются основным источником белка на планете, но рост населения не пропорционален возможности расширения площадей ― значит, наука должна стремиться к максимальному повышению урожайности». При этом геном этого злака впятеро больше человеческого и имеет более сложную структуру. «Расшифровано более 14 миллиардов нуклеотидов», ― подытожил академик А. Сергеев.

Говоря о научных результатах медицинской направленности, Александр Сергеев подчеркнул, что они генерируются не только учеными-медиками и биологами, но и в научных коллективах самого разного профиля. «В академических отделениях математики, нано- и информационных технологий, механики, энергетики и других достигнуты результаты, важные в отношении живых систем», ― отметил президент РАН. Так, в составе международной группы специалистами томского Института физики прочности и материаловедения СО РАН получены низкоразмерные наноструктуры гидроксида алюминия, предназначенные для борьбы с онкозаболеваниями путем изменения межклеточной среды. «Этот подход запатентован в США, результаты опубликованы в престижных журналах, а сам препарат получил название "Алохен", ― информировал академик А. Сергеев. — В экспериментах на лабораторных животных показано, что "Алохен" в комбинации с традиционными химпрепаратами полностью останавливает рост мембраны клеток одного из наиболее быстро прогрессирующих видов опухолей».

В Национальном медицинском исследовательском центре им. ак. Е. Н. Мешалкина разработана технология получения генно-инженерных графтов для сосудистой хирургии. «Методами генной модификации стволовые клетки трансформируются и трансплантируются на малые биосенсорные конструкции», ―  пояснил Александр Сергеев. Он отметил и то, что в НМИЦ им. ак. Е. Н. Мешалкина ведутся работы по выращиванию пейсмейкерных кардиомиоцитов на основе дифференцировки стволовых клеток. «Если это получится, то налицо будет выдающийся результат», ― предположил академик.

В сфере сельскохозяйственных наук президент РАН отметил новую алтай-уссурийскую  породу пятнистых оленей, выведенную в Федеральном Алтайском научном центре агротехнологий: выход пантовой продукции у особей этой селекции на 40 % выше, чем у других подобных животных.

Фото Юлии Поздняковой