Сегодня - 26.01.2021

Геофизики изучили образцы керна крупного нефтяного месторождения

14 января 2021

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН исследовали образцы керна низкопроницаемого песчаника, извлеченного из пласта Тевлинско-Русскинского нефтяного месторождения. Запасы этого месторождения, расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе, оцениваются в 1,5 млрд тонн нефти, поэтому оно представляет большой интерес.

В своей работе специалисты использовали специальную установку, которая была спроектирована и собрана в ИНГГ СО РАН. С ее помощью ученые получили на поверхности образца керна глинистую корку — она образуется в породах при фильтрации бурового раствора в пласт. Петрофизики традиционно рассматривают такую корку как индикатор проницаемости нефтяного резервуара. Кроме того, она является важным элементом модели формирования зоны проникновения при фильтрации бурового раствора в пласт, которая учитывается при интерпретации геолого-геофизических исследований в скважинах.

Эксперименты на установке позволили сотрудникам ИНГГ СО РАН не только получить глинистую корку на поверхности образца керна, но также изучить ее свойства и детально исследовать процесс фильтрации. Измерения проводились в условиях, приближенных к пластовым. В экспериментах имитировалась циркуляция бурового раствора, то есть обеспечивалось постоянное движение раствора в процессе роста глинистой корки.

«Полученные результаты будут учтены в дальнейшем при работе с данными геолого-геофизических исследований скважин Тевлинско-Русскинского месторождения, — говорит младший научный сотрудник лаборатории электромагнитных полей ИНГГ СО РАН Дарья Михайловна Евменова. — Знание свойств глинистой корки поможет увеличить точность определения фильтрационно-емкостных свойств коллектора при интерпретации данных геолого-геофизических исследований в скважинах».

Пресс-служба ИНГГ СО РАН