Сегодня - 10.12.2019

Глава правительства РФ призвал ускорить развитие генетических технологий

15 ноября 2019

Председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев провел совещание по вопросу о роли центров геномных исследований мирового уровня в развитии генетических технологий в России. Совещание прошло на базе Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», в его работе принял участие директор ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» член-корреспондент РАН Алексей Владимирович Кочетов.

В своем выступлении Дмитрий Медведев напомнил, что перед Россией стоит задача войти в пятерку стран-лидеров по научным исследованиям и разработкам в области генетики и биотехнологии, и для этого у нас есть необходимые ресурсы. В качестве примера он привел создание вакцины против лихорадки Эбола, запуск производства которой в «Векторе» приурочили как раз к приезду главы правительства РФ.

Драйвером развития в этом направлении должны стать геномные центры мирового уровня, соучредителем одного из них — Курчатовского геномного центра — выступил ИЦиГ СО РАН. Как известно, в этом центре будут осуществлять исследования по направлениям «Генетические технологии для развития сельского хозяйства» и «Генетические технологии для промышленной микробиологии». Дмитрий Медведев также коснулся значения этих задач для экономики страны. «Ещё одно направление — сельское хозяйство. Здесь работа генетиков связана с выведением новых пород животных, растений, более устойчивых к болезням, климатическим особенностям регионов. Это позволит решать вопросы обеспечения продовольственной безопасности, наращивать экспорт сельхозпродукции», — отметил премьер-министр.

О том, как новосибирские ученые намерены решать поставленные задачи, рассказал на совещании в своем докладе Алексей Кочетов. Он кратко перечислил те проекты, которые планируются в настоящее время. В их числе — устойчивые к патогенам сорта картофеля и биотехнологические формы с повышенным содержанием крахмала, сорта пшеницы с повышенным содержанием клейковины, сорта ячменя с высоким содержанием белка для кормопроизводства.

В коллективе центра работают специалисты высокого уровня, использующие в работе современные технологии молекулярной генетики и методы компьютерной обработки больших массивов генетических данных. В ближайшее время планируется отсеквенировать геномы отечественных сортов основных сельскохозяйственных культур, создать библиотеки генетических маркеров для маркерной селекции по конкретным признакам, вывести селекцию на геномный уровень.

«Мы планируем работать как открытая площадка, на которую могут заходить селекционеры, ВУЗы, фирмы-партнёры. Будет разработан набор высокотехнологичных услуг, в первую очередь — генетическое сопровождение селекционного процесса. На самом деле многие элементы этого уже есть. Формирование Курчатовского геномного центра ИЦиГ СО РАН позволит значительно усилить эту платформу», — подытожил Алексей Владимирович.

Пресс-служба ФИЦ ИЦиГ СО РАН