Наука в Сибири | Красноярские ученые нашли способ усовершенствовать магнитные датчики | Наука в сибири
Сегодня - 17.08.2018

Красноярские ученые нашли способ усовершенствовать магнитные датчики

11 января 2018

Ученые Института физики им. Л.В. Киренского Федерального исследовательского центра Красноярский научный центр СО РАН обнаружили высокую чувствительность электронов к магнитному полю при их перемещении в гибридных структурах, состоящих из ферромагнетика, полупроводника и оксида. Благодаря этому свойству можно построить электронные устройства, управляемые магнитным полем, а также расширить возможности существующих магнитных датчиков. Результаты исследований опубликованы в журнале Journal of Magnetism and Magnetic Materials

Многие исследователи рассматривают материалы, в которых сочетаются «классический» полупроводник, оксид и ферромагнитный металл, как перспективные структуры для применения в спиновой электронике. Способностью полупроводников пропускать электрический ток можно легко управлять, вводя примеси, изменяя температуру, электрическое поле, или осуществляя оптическое воздействие. Свойства магнитных структур отличаются энергонезависимостью и устойчивостью к изменениям. Комбинирование магнитов и полупроводников может дать целый ряд преимуществ при построении электронных устройств и стать базой для разработки устройств электроники, работающих на новых принципах.

Образцы пленок до и после осаждения металлов в поперечном сечении

Красноярские физики обнаружили высокие показатели магнитного сопротивления в гибридных структурах, состоящих из металла (ферромагнетик), оксида и кремниевой подложки (полупроводник). Помимо этого исследователи увидели, что электрическое сопротивление в такой структуре может изменяться в ответ на оптическое воздействие, а напряжением можно управлять с помощью магнитного поля.

Суть наблюдаемых эффектов связана с тем, что при перемещении электроны гибридных структур становятся чувствительными к магнитному полю. Благодаря этой особенности можно создавать материалы с заданными магнитотранспортными свойствами и изготавливать сенсоры магнитного поля и оптического излучения, интегрированные в современные электронные устройства.

«В гибридных структурах можно ожидать проявление новых механизмов магнитозависимых транспортных явлений, включая управление спиновым током. Последнее принципиально при создании устройств спиновой электроники — новой, бурно развивающейся области науки и техники. Немаловажно, что гибридные структуры на основе полупроводников, полностью совместимы с КМОП-технологией (комплементарная структура металл-оксид-полупроводник) — по сути основой всей современной электроники», — рассказал директор ФИЦ КНЦ СО РАН доктор физико-математических наук, профессор Никита Волков.

Подобные эффекты в таких композициях никто ранее не наблюдал. Открытие ученых может стать основой для проектирования электронных устройств, управляемых магнитным полем, а также улучшить функциональность существующих датчиков магнитного поля. Сейчас красноярские специалисты продолжают исследования электротранспортных свойств в гибридных структурах, других составов и конфигураций.

Группа научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН