Сегодня - 16.12.2018

Новосибирские генетики приняли участие в крупном международном проекте

22 августа 2018

Публикация в престижном журнале Science подвела итоги работы международного консорциума по секвенированию генома пшеницы, в котором приняли участие представители 73 научных организаций из 20 стран. Россию в этом проекте с 2007 года представлял Институт цитологии и генетики СО РАН, а в 2014 году к нему присоединились Институт биоинженерии РАН (обе организации в настоящее время преобразованы в федеральные исследовательские центры) и Московский государственный университет. Столь большое число участников вызвано сложностью задачи: геном пшеницы в пять раз больше человеческого и имеет очень сложную структуру.

Результатом многолетней работы консорциума стало построение референсной последовательности генома этой ведущей сельскохозяйственной культуры. Иначе говоря, вместо хаотичного набора коротких последовательностей (результата обычного секвенирования), последовательности были собраны и упорядочены вдоль 21 хромосомы, а гены идентифицированы с помощью специализированных программ.

«Секвенирование геномов — постоянно идущий процесс, — отметила член координационного совета консорциума, заведующая лабораторией молекулярной генетики и цитогенетики растений ФИЦ ИЦИГ СО РАН доктор биологических наук, профессор Елена Артемовна Салина. — но дальнейшая работа с ними зависит от того, насколько качественно этот процесс выполнен».

Референсные геномы обычно используются в качестве шаблонов, по которым быстро и с меньшими затратами выстраивают новые геномы представителей данного вида. Однако в данном случае важно не только это. Пшеница — одна из главных современных сельскохозяйственных культур человечества (в 2012 году площадь ее посевов составляла 215,5 млн.га). Она является основным продуктом питания для трети населения мира, и с ростом численности людей требуется соответственное увеличение ее производства. В условиях ограниченности земельных и водных ресурсов планеты этот рост необходимо обеспечивать не увеличением посевных площадей, а повышением урожайности. Поэтому изучение генома пшеницы имеет не только фундаментальное, но и прикладное значение.

«Располагая референсной последовательностью можно производить целенаправленный поиск генов и регуляторных элементов для создания новых сортов с заданными характеристиками с высокой точностью и в более сжатые сроки», — рассказала Елена Салина.

Опираясь на результаты проекта, такой работой будут заниматься и сотрудники ФИЦ ИЦИГ СО РАН, где в последние годы много внимания уделяют методам маркёр-ориентированной селекции и уже получили первые результаты в этом направлении.

Параллельно, международный консорциум, осуществлявший расшифровку генома пшеницы, намерен запустить еще один проект, аналогичный проекту «1000 геномов человека», в рамках которого будут просеквенированы геномы самых разнообразных сортов и элитных линий пшеницы. Напомним, эта культура является чемпионом среди злаков по количеству созданных сортов, многие из которых обладают уникальными качествами. Реализация такого проекта предоставит селекционерам еще более широкие возможности.

Пресс-служба ФИЦ ИЦИГ СО РАН