Сегодня - 25.05.2019

Сахарным диабетом 1-го типа займутся в рамках нацпроекта «Наука»

08 мая 2019

Связь между генотипом и последствиями сахарного диабета 1-го типа, в том числе его влиянием на головной мозг, исследуют в новой молодежной лаборатории ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН». Над проблемой будут работать девять молодых ученых.

«Россия — многонациональная страна, а разнообразие генов, которыми обладают ее жители, может повлиять на проявление последствий болезни, в том числе сахарного диабета 1-го типа: у одних больных они могут быть скрытые, у других проявляться ярко, развиваться быстрее или медленнее. И есть линии животных, на которых можно увидеть, как эти патологические процессы формируются и протекают у людей», — говорит руководитель лаборатории высокотехнологического фенотипирования лабораторных животных – генетических моделей патологий человека, созданной в рамках нацпроекта «Наука», старший научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Андрей Евгеньевич Акулов.

Молодые ученые в качестве модели сахарного диабета 1-го типа планируют исследовать разные генетические линии лабораторных мышей, что позволит понять, насколько вариации последствий болезни связаны с изменениями в генах. Если предположения подтвердятся, то это станет шагом к развитию персонализированной медицины, где можно будет прогнозировать развитие осложнений заболевания в зависимости от набора генов, которыми обладает пациент.

Проблема мониторинга последствий сахарного диабета 1-го типа актуальна: сегодня полностью излечить его нельзя, и человеку приходится всю жизнь делать инъекции инсулина для нормализации обмена веществ. Но, несмотря на терапию, в организме больного случаются периоды, когда сахар в крови повышен долгое время, что может вызвать нарушение работы многих органов, в том числе головного мозга.

«Гипергликемия провоцирует развитие когнитивных расстройств, депрессию, нарушение памяти. Усугубляет проблему и то, что сахарный диабет 1-го типа зачастую выявляется не сразу. При этом методы наблюдения пациентов недостаточно развиты и не дают четкой картины течения болезни и эффективности лечения. Поскольку у 90 % всех больных — сахарный диабет 2-го типа, изучают в основном его, а 1-й тип как будто обошли стороной. Особенно мало информации по метаболическим и циркуляторным изменениям в головном мозге, поэтому мы концентрируемся и на этой проблеме», — объясняет Андрей Акулов.

Основа научного направления лаборатории заложена в проекте РНФ № 17-75-10029 «Перспективы использования методов магнитного резонанса в оценке влияния сахарного диабета 1-го типа на головной мозг» в рамках Президентской программы исследовательских проектов «Проведение инициативных исследований молодыми учеными».