Сегодня - 04.12.2020

Сибирские ученые исследуют битумы на северо-востоке Сибирской платформы

22 сентября 2020

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН изучают хатыспытскую свиту, которая расположена на склонах Оленекского поднятия. Сегодня вопрос о роли этой свиты как возможного источника нефти и газа в осадочных бассейнах арктического сектора России является очень актуальным.

На основании полевых наблюдений и результатов лабораторного изучения пород среди известняков и доломитов хатыспытских отложений, обедненных и слабо обогащенных органическим веществом (ОВ), встречаются карбонатно-кремневые породы и горючие сланцы, аномально обогащенные ОВ. Основой биоматериала для ископаемого органического вещества послужили археи, водоросли и бактерии. Ранее характеристики состава и распределения углеводородов-биомаркеров позволили установить прямую связь между ОВ хатыспытской свитой и битумами Оленекского и Восточно-Анабарского полей. Это дало специалистам возможность рассматривать породы свиты в качестве нефтепроизводивших на северо-востоке Сибирской платформы.

Ученые ИНГГ СО РАН изучили крупную коллекцию пород хатыспытской свиты, отобранную из обнажений на реке Хорбусуонка. В лаборатории геохимии нефти и газа ИНГГ СО РАН было исследовано более 40 образцов пород. Особенности состава молекул-биомаркеров показали, что в пяти пробах обнаружены признаки бактериального окисления битумоидов (растворимых в органических растворителях компонентов органического вещества). В природе такое возможно, только если к этим битумоидам есть свободный доступ воды и бактерий — через поры, трещины и каверны. Именно на этом основании был сделан вывод о том, что в породах хатыспытской свиты содержатся рассеянные микропроявления битумов. Их присутствие в этих пробах было подтверждено при дополнительном анализе шлифов пород под петрографическим микроскопом в лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН. Пространство микротрещин и каверн известняков, кремнистых известняков и известковых силицитов заполнено перераспределенным органическим веществом. Все это — прямые признаки нефтеносности.

В ходе исследований молекулярного состава ОВ ученые ИНГГ СО РАН пришли к выводу, что источником этих рассеянных битумов было именно органическое вещество хатыспытской свиты. На основе новых полученных данных и анализа ранее опубликованных материалов отечественных ученых было показано, что залежи нефтей или битумов, генерированных органическим веществом хатыспытской свиты, в перспективе могут быть обнаружены в осадочных бассейнах на арктической территории Восточной Сибири, возможно, они будут выявлены не только в перекрывающих отложениях (как, например, на Оленекском месторождении), но и в самой хатыспытской свите.

Работа выполнена при поддержке проектов ФНИ (№ 0331-2019-0022 и 0266-2019-0006) и гранта РНФ 17-17-01241.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН