Сегодня - 14.12.2017

Сибирские ученые нашли способ дистанционного определения болотных растений

25 октября 2017

Радиофизики Томского государственного университета совместно с исследователями из Института водных и экологических проблем СО РАН (г. Барнаул) изучили диэлектрические характеристики болотных растений. Специалисты выяснили, что вид растительности можно определить на расстоянии — по особенностям строения их надземной части, используя средства дистанционного зондирования Земли. Статья об этой работе опубликована в журнале «Известия высших учебных заведений. Физика».

Ученые ТГУ исследовали диэлектрические характеристики болотной растительности на частотах от 100 МГц до 18 ГГц. Образцы растений — лишайник клядония звездчатая, мох сфагнум и мох дикранум многоножковый — они собрали в Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

— Диэлектрическая проницаемость у разных видов растений заметно отличается, — говорит доцент Радиофизического факультета ТГУ кандидат физико-математических наук Татьяна Дмитриевна Кочеткова. — Так, например, у мха сфагнума наружный слой стеблей состоит из крупных бесцветных водоносных клеток с порами, а дикранум многоножковый имеет мягкие веточки со множеством волосков. От структуры волокон зависит способность поглощать и удерживать влагу, это влияет на диэлектрическую проницаемость и позволяет определить вид растения дистанционно.

Исследовательница отмечает, что в последнее десятилетие актуализировались проблемы вырождения растительного покрова планеты — это связано с природными факторами и с постоянным ростом антропогенного воздействия на окружающую среду. В частности, негативные изменения наблюдаются и у Васюганских болот. Они являются одним из крупнейших хранилищ пресной воды на планете, содержат значительные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Следовательно, влияют на экологическую обстановку региона.

Поскольку Васюганские болота занимают площадь около 53 тыс. кв. км, для оценки их экологического состояния намного удобнее использовать методы дистанционного зондирования. В частности, теперь проверять степень деградации или количественное соотношение видов болотной растительности можно будет при помощи спутников или беспилотников.

Пресс-служба ТГУ