Сегодня - 23.10.2017

Сибирские учёные научились нарабатывать корни лекарственных растений

12 июля 2017

Сотрудники Центрального сибирского ботанического сада СО РАН с помощью технологии hairy roots (HRs) могут культивировать большое количество корней лекарственных растений, в том числе таких редких, как корень женьшеня или селитрянки, которая, выяснилось недавно, обладает сильной противовирусной активностью.

«Технология HRs называется ещё "бородатый корень". Для неё необходима почвенная бактерия Agrobacterium rhizogenes. Она встраивается в геном растений и вызывает бурный рост его корней на поверхности. Нужно взять всего лишь листочек, заразить этой почвенной бактерией, поместить в подходящие условия, и на нём будут нарастать корни. Затем эти корни отделяют, помещают в специальные сосуды на питательные среды и культивируют», — рассказывает научный сотрудник лаборатории биотехнологии ЦСБС СО РАН кандидат биологических наук Анна Алексеевна Эрст.

В чём плюс такой технологии? Во-первых, она позволяет получать экологически-чистое сырье из практически любых лекарственных растений, оно ничем не заражено и  свободно от различных вредителей. Во-вторых — характеризуется быстрым ростом корней и очень высоким содержанием вторичных метаболитов. То есть учёные могут увеличивать  содержание этих питательных веществ в исследуемых культурах. Кроме того, HRs позволяет получать сырье редких и исчезающих лекарственных растений.

«Можно взять всего одно семя, прорастить его, трансформировать с помощью бактерий и получить очень большую биомассу», — отмечает Анна.

Сейчас исследование находится на лабораторном этапе — в колбах. Однако технологию можно вывести и в промышленное производство — осуществлять описанные процедуры в огромных биореакторах (вместимостью больше 20 тысяч литров), количество получаемого сырья будет ограничиваться только объёмом «тары».

С помощью этой технологии  уже получают корень женьшеня, сейчас  учёные развивают её на других корнях — в частности во многих регионах занесённого в красную книгу кустарника нитрарии (селитрянки), который, как недавно показали сотрудники ЦСБС, обладает высокой противовирусной активностью.

Фото Дианы Хомяковой